Дело Скрипалей обернулось для России новым пакетом санкций со стороны США, которые на этот раз касаются технологической сферы и могут повлиять на сотрудничество двух стран в таких чувствительных областях, как космос и аваиция.
Санкции вводятся в ответ на «использование агента нервнопаралитического вещества «Новичок» в Солсбери против граждан РФ» — инцидент, произошедший в начале марта в британском Солсбери, в результате которого тяжелое отравление получили бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия.
Несмотря на то, что ранее администрация Трампа поддерживала позицию Британии в обвинении России по этому делу, никаких конкретных мер санкционного характера не применялось.
И хотя детальный характер новых санкций пока не обнародован, известно, что новые меры призваны запретить поставки в Россию товаров двойного назначения,
которые могут использоваться в России в таких областях, как космонавтика, авиация и энергетика.
Наибольшее воздействие, как отмечают западные эксперты, должен иметь запрет на экспорт из США продукции двойного назначения, представляющей большое значение для национальной безопасности и включающей в себя в первую очередь электронные компоненты, измерительное и калибровочное оборудование для авионики.
По данным издания ABC News, речь будет идти и о запрете поставок в Россию турбин.
«Также [мы] вводим санкции и на сотрудничество в космосе, но мы где-то сотрудничаем, а где-то зависим. В этом смысле мы будем рассматривать каждую позицию отдельно», — указывается в коммюнике Госдепа. Ограничения на экспорт подобной продукции существовал и ранее, после присоединения Крыма, однако полностью такие поставки не запрещались — разрешения на них рассматривались в каждом случае отдельно.
Впрочем, по информации американских СМИ, власти США уже говорят о специальных исключениях — так, санкции не должны будут затронуть сотрудничество с Россией в пилотируемой космонавтике, где Вашингтон зависит от Москвы в плане доставки астронавтов на Международную космическую станцию. Также законодатели не намерены ограничивать поставки в Россию оборудования, связанного с обеспечением безопасности в гражданской авиации.
Российские дипломаты тем не менее уже назвали объявленные санкции «драконовскими», еще раз подчеркнули, что никаких доказательств причастности Москвы к этому инциденту нет. «Каких-либо фактов или доказательств, как уже повелось, не прозвучало», — говорится в заявлении, распространенном посольством РФ в США.
Учитывая, что эти меры не коснутся уже ведущихся совместных проектов с США в области пилотируемой космонавтики, пока трудно прогнозировать, чем для «Роскосмоса» обернется новый пакет санкций.
Санкции, введенные США в отношении России весной 2014 года после присоединения Крыма, и так сильным образом повлияли на российское космическое приборостроение. В ряде проектов, в которых предполагалось в качестве элементной базы использовать западные электронные компоненты, пришлось отказаться от них и искать отечественные аналоги.
С одной стороны, сложившаяся ситуация позволила российским специалистам ускорить переход на импортозамещение и использовать в строящихся космических проборах отечественную электронику. С другой — наличие экспортных ограничений со стороны стран Запада, в первую очередь в области электронных компонентов, уже создавало реальные проблемы и, например, вносило коррективы в исполнение Федеральной космической программы.
Яркий пример — эпопея с долгие годы откладывающейся российской миссией на Луну — «Луна-25». Аппарат, старт которого все еще официально запланирован на 2019 год, по словам ученых, не сможет полететь ранее 2021 года.
Главная причина — неготовность прибора БИБ (Блок инерциальный бесплатформенный), который используется в системе навигации. Ранее «Газета.Ru» писала, что, когда стало ясно о задержке с этим прибором,
ученые попытались заменить его на иностранный аналог, однако сделать это не удалось из-за санкций со стороны США.
Теперь единственный выход — разработать другой прибор, однако весить он будет 10 кг вместо запланированных 1,5, и разработка его составит 18 месяцев.
«Американцы действительно с самого начала вывели из-под санкций ряд совместных проектов — это и МКС, и перспективная лунная орбитальная станция, и межпланетные научные спутники. То есть все, что не может использоваться по двойному назначению, у американцев под санкции не подпадало, — считает академик Российской академии космонавтики Александр Железняков. — Ограничения, введенные накануне, касаются компонентов,
которые могут быть использованы при создании наших спутников – навигационных, телекоммуникационных».
По мнению эксперта, в этих условиях России остается продолжать политику импортозамещения. Он также предположил, что новый пакет санкций может усложнить создание приборов, разрабатываемых в Институте космических исследований РАН по совместным с Западом проектам. «Здесь могут быть определенные проблемы», — прогнозирует эксперт.
«Все, от чего Россия зависела в космосе от США, и так давно было перекрыто — электроника и все остальное. В «Роскосмосе» давно поняли — то, что разрешают сейчас, лучше не использовать, чтобы не попасть под зависимость, если это запретят завтра»,
— считает эксперт в области космонавтики Виталий Егоров. По его словам, поиски альтернативных поставщиков, которые называют «импортонезависимостью», уже давно проводятся на ИСС Решетнева.
Специалист согласен с тем, что новые санкции могут ударить по будущим совместным научным миссиям.
«То, что давала Америка, в первую очередь радиостойкую электронику для систем навигации, сейчас российская промышленность дать не может, — считает Егоров.— Думаю, что наиболее уязвим в данной ситуации проект российско-американской миссии на Венеру (Венера-Д), ведь именно в ней планировалось, что российские механические части, ракетная часть, посадочная система, будут совмещаться с американской термостойкой электроникой, которая позволит станции проработать на Венере месяцы или недели при высокой темеературе, в отличие от прежних зондов, которые работали там лишь пару часов. Эту электронику собирались давать в NASA, и теперь это может оказаться чувствительным моментом».