Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мы долго не продержимся»: последние дни Амелии Эрхарт

Исследователи рассказали о последних днях жизни Амелии Эрхарт

Пропавшую 2 июля 1937 года летчицу Амелию Эрхарт слышали десятки людей во всем мире. На основе существующих данных международной группе специалистов удалось реконструировать события последних дней ее жизни.

Пионер авиации американка Амелия Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан. Но в 1937 году при попытке совершить кругосветный полет она и сопровождавший ее штурман Фред Нунан 2 июля пропали без вести в центральной части Тихого океана.

Трансатлантический перелет Эрхарт осуществила в 1928 году.

Изначально к полету готовилась американка Эми Гест, но, узнав о ее затее, родственники отговорили женщину. Тогда та нашла себе подходящую замену в лице Эрхарт, подготовка к полету которой держалась в строгом секрете.

Приобретенную после полета известность Эрхарт использовала как плацдарм для активной пропаганды своих взглядов и идей, в частности, борьбы за равноправие женщин и их активное привлечение в традиционно «мужские» профессии, в особенности в авиацию.

После этого она совершила множество рекордных перелетов, поучаствовала в первой гонке женщин-пилотов, несколько раз едва не погибла из-за неполадок с самолетом.

Кругосветный перелет долгие годы оставался для Эрхарт мечтой, пока в 1936 году она не получила в подарок от Университета Пердью, где возглавляла практические исследования по аэронавтике и основала летную школу, двухмоторный моноплан «Локхид-Электра» L-10E.

Кругосветный перелет начался 17 марта 1937 года. В полете Эрхарт должны были сопровождать два штурмана — Гарри Мэннинг и Фред Нунан. Однако первая попытка оказалась неудачной. При старте с Гавайских островов для второго этапа перелета шасси на разбеге не выдержало веса перегруженного топливом самолета. Покрышка лопнула, и мгновенно вышедший из-под контроля самолет, подломив шасси, проехался на брюхе по взлетной полосе, получив серьезные повреждения. Тем не менее, по невероятному везению, взрыва не произошло.

Решив совершить полет во что бы то ни стало, Эрхарт отправила разобранный самолет в Калифорнию морем для капитального ремонта на заводе «Локхид». Ее вторая попытка началась 20 мая 1937 года. Теперь ее сопровождал только один штурман — Фред Нунан. К этому времени сменился погодный сезон и господствующие ветра, и Эрхарт соответственно изменила план полета: теперь она должна была лететь с запада на восток.

2 июля Эрхарт должна была сесть на острове Хоуленд в Тихом океане, где специально для нее была построена взлетно-посадочная полоса. Однако, судя по полученным радиосообщениям, им с Нунаном не удалось отыскать остров. Когда по расчетам на борту самолета закончилось топливо, ВМС США организовали спасательную операцию, так и не принесшую результатов.

Международная группа по восстановлению исторических летательных аппаратов смогла реконструировать последние минуты их жизни благодаря данным о радиосообщениях, которые передавала Эрхарт после крушения.

Когда самолет оказался на воде, она запустила двигатель, включила радио и принялась рассылать просьбы о помощи.

15-летняя девочка из Флориды перехватила одно из таких сообщений.

«Вода поднимается... Ее уже по колено... Помогите нам скорее!», — молила Эрхарт.

Домохозяйка в Торонто перехватила другое сообщение, более короткое, но не менее страшное: «Мы на воде. Мы долго не продержимся».

По данным исследователей, Эрхарт и Нунану удалось выбраться на берег острова, самолет же оставался в воде. Запустить радио им удавалось лишь во время отлива, по ночам. Но этого оказалось недостаточно, чтобы добиться помощи.

«Мы выявили периоды передачи сообщений и затишья. Смысл сообщений начинает меняться 5 июля — Эрхарт беспокоится о подступающей воде», — поясняет Рик Гиллеспи, директор группы.

По словам Гиллеспи, некоторые из сообщений получили военные, занимавшиеся поисками Эрхарт. Однако те пришли к выводу, что ее самолет затонул в Тихом океане. Гиллеспи же уверен, что Эрхарт и Нунан выжили при крушении и провели последние дни своей жизни на берегу необитаемого острова Гарднер в 4000 км от Новой Зеландии.

Когда самолет Эрхарт исчез, ВМФ США велел всем кораблям прослушивать частоту, на которой работала радиостанция летчицы. Однако ее радио было рассчитано на передачу в пределах нескольких сотен км, а Тихий океан намного больше.

Поисковикам удавалось поймать волну, но разобрать слова не выходило.

Также они зарегистрировали попытки передать что-то азбукой Морзе, но и эти сигналы расшифровать не удавалось.

В радиосвязи есть понятие гармоник — частотных составляющих сигнала, кратных его основной частоте. Обычно они бывают выше основной частоты. Они способны передаваться на большие расстояния, но их прием непредсказуем — все зависит от того, есть ли в пределах досягаемости приемник, настроенный на нужную частоту.

Так Эрхарт удалось «докричаться» до жителей Северной Америки. Удивленные, они обращались в местные газеты и к властям. Некоторые из сообщений были использованы для поисков.

Так, Эрхарт говорила, что они с Нунаном оказались на «маленьком острове», на который надвигается гроза и сообщила о сильном ветре.

«Мы должны отсюда выбраться, — говорила она. — Здесь нельзя долго оставаться».

Что случилось после этого, неизвестно. Существуют разные версии гибели Эрхарт и Нунана. Согласно одной из них, их захватили японцы и запытали насмерть, приняв за американских шпионов.

Гиллеспи уверен, что Эрхарт и Нунан, не получив помощи, скончались на острове Гарднер. На это указывают и найденные там в 1940 году человеческие останки, считает он. Но тогда их не смогли идентифицировать, посчитав мужскими, и основной версией развития событий осталась гибель Эрхарт и Нунана в океане.

Однако новый анализ останков, проведенный в 2018 году, показал, что они с высокой вероятностью принадлежат именно Эрхарт.

Исследователи провели измерения костей, сравнили их с измерениями, проведенными в 1940-х годах, а также с данными Эрхарт. После этого по специальной метрике они сравнили параметры скелета с параметрами летчицы, а также с параметрами 2700 человек, случайно выбранных из специальной базы данных. В 99,28% случаев метрики скелета с Гарднер и людей из базы расходились сильнее, чем метрики останков и параметров Эрхарт. Погрешность объясняется погрешностью в измерениях обнаруженных костей.

Также в пользу гипотезы говорит то, что рядом с останками были обнаружены фрагменты артефактов — женской обуви, летной куртки, зеркальца и других.

Загрузка