— Расскажите, пожалуйста, о конференции. Кто мог подать заявку на участие? Как много докладов было представлено? Какие значимые события произошли в журналистике в 2017 году?
— Эта конференция традиционная, ежегодно проводится уже на протяжении 30 лет. Она собирает преподавателей, исследователей журналистики и медиа, но очень часто заявки на участие в ней подают и практикующие журналисты, которые пытаются осмыслить процессы, происходящие в профессии и индустрии. Мы получаем заявки и от зарубежных ученых. Большой интерес к дискуссиям проявляют магистранты и аспиранты. Наша конференция – это площадка для всех, кому интересны массовые коммуникации, журналистика, медиа. Чтобы участвовать в нашей ежегодной конференции, необходимо прислать в оргкомитет конференции тезисы своего выступления. От представителей индустрии, которых мы обязательно приглашаем на пленарные заседания в качестве основных докладчиков, это не требуется. Но, выступая с обзором новых тенденций в медиасфере, они всегда делают содержательные презентации.
Статистика конференции этого года очень показательна. Было опубликовано 456 тезисов докладов, сорок из которых подготовлены зарубежными исследователями, представлявшими более ста российских и зарубежных вузов. Примерно половина всех участников, 270 человек, работают в МГУ. Прозвучало 150 докладов. Для выступлений отбирались самые интересные и оригинальные доклады, открывающие новые аспекты научной деятельности.
В прошлом году мы изменили название конференции. На протяжении многих лет каждая конференция посвящалась отдельной теме, в соответствии с которой готовились доклады. Но в прошлом году стало очевидно, что формулировать тему, которая объединяла бы всех исследователей, становится все сложнее и сложнее. Очевидно, что процессы в медиа усложняются и разнообразятся, трудно найти такую тему, которая всем участникам конференции была бы одинаково близка. Поэтому мы пошли по самому очевидному, и, как нам кажется, по самому плодотворному пути, назвав конференцию «Журналистика в <ушедшем> году: творчество, профессия, индустрия». Считаем, что сегодня для профессиональной среды именно эти три аспекта становятся все более и более важными.
В 2018 году ключевым для конференции стал вопрос «цифры»: цифровизация индустрии, влияние цифровизации на профессиональную и творческую деятельность журналиста, становление индустрии цифровых медиа. Все медиа движутся в сторону «цифры». Этот процесс имеет экономические и культурные последствия для общества, отражается непосредственно на деятельности журналистов и, конечно, очень сильно воздействует на аудиторию. Полистав программу выступлений на конференции, можно обнаружить наиболее важные явления, которые коллеги-исследователи анализировали чаще всего. Одно из них – изменение конкуренции на рынке телевидения. Крупнейшие федеральные телевизионные каналы сражаются за лидерство, «Россия 1» забирает что-то у «Первого», но, по большому счету, оба они уступают свое место в индустрии цифровым медиа. В этой связи важное событие — создание нашим выпускником Юрием Дудем (признан в РФ СМИ-иноагентом) YouTube-канала, на котором появляются интервью нового формата.
В 2017 году число россиян, которые пользуются интернетом, достигло 71%. Это очень высокий показатель. Вокруг последствий этого строятся многие исследования. Одни из них касаются контент-стратегии онлайн-СМИ, другие – организации труда работы журналиста, третьи – новых эффектов, потому что аудитория становится активной. Такое необычное событие 2017 года, как совет блогеров в Государственной Думе, также заслуживает осмысления. Пусть это событие еще не привело к конкретным результатам, но то, что законодатели повернулись лицом к новому, не всегда профессиональному, но очень влиятельному сообществу, – тоже отголосок усиления «цифры» в современных медиа.
Впрочем, и многие другие события 2017 года так или иначе ложатся в эту тенденцию.
Источник: личный архив Елены Вартановой
— Во время конференции вы презентовали книгу «Индустрия российских медиа: цифровое будущее». Расскажите, пожалуйста, о ней и о тенденциях перехода медиа в интернет. Пропадут ли все-таки печатные издания?
— Два года назад на кафедре теории и экономики СМИ, которая на факультете существует уже около 10 лет, мы задумались об анализе стратегий развития российских медиа. Это не праздный вопрос для журфака, поскольку мы готовим специалистов для индустрии. И нам важно понимать, каков же запрос работодателей, редакций современной медиа сегодня и каким он будет, например, через 10-15 лет, какие мы должны формировать знания, умения и навыки у наших выпускников, наконец, какие специалисты будут востребованы на рынке. В исследовании использовалась методика форсайта – то есть анализ развития индустрии, сделанный самими представителями индустрии. Это довольно сложный метод, потому что он опирается на глубинные интервью с топ-менеджерами индустрии, а, следовательно, предполагает объективные барьеры: недостаток времени у руководителя, нежелание беседовать, неготовность открыто давать анализы и прогнозы развития индустрии. Но мы попробовали рискнуть и, разработав достаточно обстоятельный опросник, обратились к топ-менеджерам пяти основных сегментов медиабизнеса: печатной прессы, на телевидения, радио, онлайн-СМИ, рекламы. К чести наших медиаменеджеров должна сказать, что они оказались очень открытыми. Уверена, представителям индустрии хочется получить не только аналитику, но и прогнозы будущего. Поэтому отношение очень известных людей, занимающих топовые позиции, к нашим интервью оказалось очень позитивным. И, сделав более 60 глубинных интервью, мы попытались видение коллег изложить в сценарных планах развития индустрии. Этой книги не было бы, если бы нас не поддержала индустрия.
Умрут ли газеты в печатном виде? Представители цифровых медиа отвечают однозначно — «да». У традиционного издательского сегмента мы видим определенные положительные ожидания, мы получили ответ: «скорее нет, но трансформируются». Трансформация будет предполагать не только уход издания в онлайн и создание цифровых форматов, но и определенные перемены в самом бумажном носителе.
Однако видения этих процессов самой индустрией недостаточно, вопрос о будущем газеты нужно адресовать и к аудитории. Ее в рамках форсайта мы не изучали, хотя понятно, что кризис печатных медиа в разных возрастных сегментах аудитории проявляется по-разному. Молодежь практически не читает газеты на бумаге, в то время как люди взрослого поколения, пришедшие из аналоговых медиа, склонны к бумажной прессе. Больше оптимизма аудитории чувствуется по отношению к журналам, особенно если это глянцевые журналы с хорошей печатью, хорошей бумагой, с красивыми иллюстрациями и глубокими, хотя и не супероперативными, часто публицистическими, текстами. Но, конечно, разговор о «цифре» доминирует. И в этом смысле мы видим определенную близость позиций исследователей-преподавателей и практиков индустрии.
У форсайт-метода есть одна интересная особенность. Зачастую, говоря о будущем, предприниматели, менеджеры проговаривают вслух вероятные, но ожидаемые именно ими сценарии. Будущее может принять самые разные формы, но из их ответов понятно, в каком направлении топ-менеджеры и руководители медиапредприятий будут развивать свои компании. И поэтому ожидаемое индустрией будущее вполне возможно станет реальным.
— Конференция включала в себя более 20 секций на актуальные темы. Одна из секций затрагивала наиболее острую тему нашего времени — «СМИ и гендер». В каком аспекте наиболее актуальна эта тема? О чем говорили докладчики? Есть ли доклады в общем доступе?
— Секция очень интересная. Она стала неотъемлемой частью конференции после того, как более 10 лет назад мы создали на факультете исследовательский центр «Гендер и СМИ». Хоть и развивается наше общество быстро, в общественных дискуссиях вопрос социального, профессионального равенства женщин и мужчин не всегда встает. Когда на Ученом совете обсуждалось создание центра, прозвучало мнение, что в русском языке нет такого слова «гендер» и не стоит вести исследования в этом направлении. Но в связи с тем, что на многих факультетах журналистики и в профессии число девушек заметно выросло, проблемы, связанные с работой женщин в индустрии и с освещением в СМИ вопросов современного положения женщин, занимали особое место.
Секция «СМИ и гендер» была, как всегда, очень дискуссионной. К счастью, на ней выступали не только женщины. Есть ряд исследователей-мужчин, которые проявляют интерес к этой теме и делают замечательные доклады. Каждый год фокус примерно одинаков. И он предполагает два направления: как СМИ пишут о женщинах и гендерных проблемах в обществе и каково положение женщин в современных редакциях.
Доклады, сделанные на секции в 2018 году, пока еще недоступны. Но ежегодно мы выпускаем сборник «Гендер и СМИ». Лучшие доклады конференции 2017 года составили основу уже подготовленного ежегодника и в ближайшее время они появятся на сайте факультета.
— Также во время конференции вы сказали, что нам нужно математическое моделирование информационных процессов. Расскажите об этом поподробнее, что вы имели в виду?
— Традиционно исследования журналистики опирались на гуманитарные подходы. Мы изучали тексты, слово, творческие приемы журналистов, место журналистики в обществе, влияние журналистики на политические и культурные процессы. Это доминирующая тенденция. Но в последние годы исследователи приходят к мысли, что для изучения медиа нужно активнее привлекать естественнонаучные методы. Хотя бы потому, что медиа сегодня превращаются в очень сложную индустрию, систему субъективного мира, изучать которую нужно на основе системного подхода. к тому же, понимание эффективных стратегий, бизнес-моделей без математических методов невозможно. Управление — это первая область, в которую начали внедрять естественнонаучные методы, и мы считаем, что в управлении медиа нужно опираться на традиционный аппарат естественнонаучных исследований. Теоретики информации, такие как К. Шеннон и Н. Винер, рассматривали информационные процессы с точки зрения математики и описывали их определенными формулами, чтобы понять, каким образом сигнал от отправителя информации попадает получателю и на каких этапах происходит усиление, ослабление или извращение этого сигнала. Сегодня, когда мы говорим, например, о распространении новости в социальных сетях или о выборе конкретным потребителем конкретной новости из огромного информационного потока, нам все больше не хватает этих методов. Уверена, что такой широкий подход, как математическое моделирование информационных процессов, должен сегодня распространяться на процесс распространения информации. Медиа должны понимать, как эффективнее строить информационные потоки, чтобы информация не терялась по пути, чтобы потребитель получал именно ту информацию, которая ему нужна. Нам нужны и более достоверные методы проверки. Не случайно понятие «fake news», по мнению британских лингвистов, стало «Словами 2017 года». Но «fake news» — это уже история, связанная с программным обеспечением, технологиями и даже с роботами. В эпоху создания новостей компьютерными программами, роботами, конечно, математическое моделирование и другие естественнонаучные методы станут совершенно необходимыми.
— Вы являетесь деканом факультета журналистики уже чуть больше 10 лет. Расскажите, чего удалось достичь за это время? К чему стремитесь сейчас?
— Когда я стала деканом, у меня, конечно, была своя программа развития, которую я представила профессорам, сотрудникам, студентам. В ней было несколько ключевых направлений деятельности: учеба и повышение качества образования, модернизация учебного процесса, создание новых форматов в учебной жизни. Шла речь и о поддержке научных исследований, о социальных программах, культурной жизни. Это и стало основными направлениями развития факультета. Это было желание коллег, которое я полностью поддержала.
В образовательном процессе мы модернизировали производственную базу студенческих СМИ. У нас создан мультимедийный центр, наша телестудия может конкурировать с вещательными студиями областных центров. Появились новые форматы занятий. Выпуск учебных СМИ — теле и радиопрограмм студии «Моховая, 9», онлайн — газеты «Журналист» – актуальный формат подготовки к реальной практике. Еще один новый формат, который возник за последние 10 лет и который набирает популярность с каждым годом, – творческие мастерские известных журналистов, медиакомпаний и редакций. В весеннем семестре у нас открывается творческая мастерская «Известий». До этого успешно работали и продолжают работать мастерские каналов «Пятница», «Звезда», «Первого канала» и многих звезд журналистики. Спектр этих творческих мастерских отражает все разнообразие нашего медиарынка, а они сами готовят студента к профессиональной работе в команде, в конкретных редакциях или по конкретной тематике.
Через нашу научную работу, через нашу образовательную деятельность мы учим будущих журналистов журналистике. Наша профессия – очень важный социальный институт, который отвечает на запрос общества в актуальной, полноценной и аналитической информации. Поэтому учить журналистике – это не только учить писать, это давать знания об обществе. Журналистика – сложная профессия, в ней очень много внутренних противоречий. Иной раз сложно найти баланс между этичным и разоблачительным, развлекающим и просвещающим.
Мы гордимся тем, что Российский научный фонд поддержал грантом наше исследование по теме «Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ». Гордимся, что за 10 лет стало понятно, что факультет журналистики МГУ — центр научной работы, который вносит лепту в разработку отечественной науки.
Главное, что важно сказать о факультете, – это то, что нам удалось сохранить уникальную атмосферу глубокого уважения друг к другу, искренней любви преподавателей к студентам. Мы понимаем, что журналистика сегодня переживает нелегкие времена, но все-таки она сохраняет свои самые главные черты: стремление к объективности, достоверности повестки дня и уважение к отечественной культуре.