Начавшееся в 2006 году достаточно быстрое снижение смертности, поддержанное начавшимся в 2007 году очень заметным ростом рождаемости, привело к тому, что за 2006–2012 годы естественная убыль населения России практически прекратилась, сократившись с 687 тыс. человек до 4 тыс. человек, в 2013 году показатели естественного прироста населения России впервые с 1991 года стали положительными и продолжили расти вплоть до 2015 года,
превысив в этом году (2015) уровень в 32 тыс. человек в год.
Однако в 2015–2016 годах экономический кризис на фоне отсутствия новых сильных мер поддержки рождаемости привел к некоторому сокращению суммарного коэффициента рождаемости (СКР), что в сочетании с нарастающим сокращением числа женщин в активном детородном возрасте (последствием «демографической ямы» 90-х) вызвало в 2016 году возобновление естественной убыли населения России. Как показывают данные оперативной статистики за первые девять месяцев 2017 года,
масштабы естественной убыли за девять месяцев 2017 года драматическим образом усилились.
Широко распространено мнение, что ничего здесь уже не поделаешь, и Россия обречена жить с естественной убылью населения в ближайшем обозримом будущем, ведь сокращение численности женщин детородного возраста уверенно прогнозируется на многие годы вперед. Проделанные нами расчеты с использованием специальных математических моделей показывают, что вновь добиться прекращения естественной убыли населения России все-таки можно, но для этого нам надо предпринять отнюдь не тривиальные усилия.
Нами было рассмотрено несколько сценариев демографического будущего России. Позитивный сценарий роста рождаемости опирался на опыт Сахалинской области, сумевшей при помощи хорошо продуманной системы эффективных мер поддержки рождаемости в 2012–2016 гг.,
всего за 4 года поднять суммарный коэффициент рождаемости с 1,71 детей на женщину (что даже несколько меньше современного среднероссийского уровня) до 2,02.
Умеренно оптимистический сценарий исходит из допущения о том, что новые эффективные меры поддержки рождаемости будут приняты в 2018 году, начнут реально работать в 2019 году и выведут общероссийский СКР на уровень, засвидетельствованный на Сахалине в 2015 году, к 2025 году. Отметим, что и при этом вполне оптимистическом сценарии естественная убыль населения России, действительно, продолжится в сколько-нибудь обозримом будущем не только при сохранении ожидаемой продолжительности жизни россиян на текущем уровне (72 года), но даже и при выходе этого показателя к 2025 году на уровень, заложенный в Концепции демографического развития (КДР) России, т.е. 75 лет:
Динамика естественной убыли численности населения России при умеренно оптимистическом сценарии роста рождаемости (до 2,02 детей на женщину к 2025 году) и при выходе ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году на целевой уровень Концепции демографического развития (75 лет)
Впрочем, 75 лет – это какая-то удивительно низкая планка. 75 лет — это тот уровень, который еще в 2015 году был зафиксирован в таких, прямо скажем, не самых благополучных странах мира, как Перу, Никарагуа, Иран, Вьетнам, Панама, или беднейшая страна Европы – Албания (при этом в Албании, Панаме, Вьетнаме и Иране она уже в 2015 году была заметно больше 75 лет). Ситуация заметно изменится, если Россия сможет выйти к 2025 году на уровень ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ), достигнутый Кубой в 2015 году, т.е. 79,5 лет.
В этом случае Россия сможет вернуть себе естественный прирост населения уже в 2019 году:
Динамика естественного прироста численности населения России при умеренно оптимистическом сценарии роста рождаемости (до 2,02 детей на женщину к 2025 году) и при выходе ожидаемой продолжительности жизни к 2025 году на уровень, достигнутый Кубой в 2015 году
Это удастся России также в том случае, если выход СКР на уровень 2,02 ребенка на женщину будет сопровождаться увеличением ОПЖ россиян к 2025 году до уровня, достигнутого Кубой ещё в 2002 году (т.е. до 77 лет).
При таких показателях естественный прирост в России вновь станет положительным в 2022 году; однако уже в 2027 году он снова сменится естественной убылью населения. Поэтому, если мы хотим прекратить в ближайшем будущем естественную убыль населения России,
нам необходимо ориентироваться на увеличение ожидаемой продолжительности жизни россиян к 2025 году как минимум до кубинского уровня 2007 года (т.е. до 78,5 лет).
Сделать это необходимо, хотя и совсем не просто – хотя бы потому, что это, наряду с прочим, потребует и увеличения в России до кубинского уровня доли госрасходов на здравоохранение в ВВП (а по последним данным, напомним, этот показатель на Кубе больше российского почти в три раза).
Естественно, задача возвращения положительного естественного прироста населения России существенно упростится, если России удастся повторить успех Сахалина и поднять рождаемость до уровня 2,02 ребенка на женщину за три года – и в особенности, если новые, аналогичные сахалинским, эффективные меры по поддержке рождаемости будут приняты в России уже в этом году и начнут действовать со следующего года.
В этом случае на уровень 2,02 ребенка на женщину можно будет выйти уже в 2020 году, и тогда добиться возобновления естественного прироста можно будет уже в следующем году даже при сохранении целевого ориентира Концепции демографического развития по ОПЖ – 75 лет к 2025 году. Однако при движении по этой траектории естественная убыль населения России возобновится уже в 2022 году, даже при выходе рождаемости на уровень 2,02 ребенка на женщину в 2020 году.
Таким образом, добиться прекращения естественной убыли населения России в принципе можно, но для этого потребуется добиться одновременно очень заметного (большего чем заложено Концепцией демографического развития) роста рождаемости и очень значительного (при этом большего, чем заложено Концепцией демографического развития) снижения смертности.
Задача эта представляется, конечно, крайне сложной, но все-таки не невыполнимой.
Ведь речь идет о выходе рождаемости в России на тот уровень, которого уже удалось при помощи хорошо продуманной системы мер в 2015 году добиться в Сахалинской области и об ожидаемой продолжительности жизни, которого Куба достигла еще в 2007 году. Но для решения задачи прекращения естественной убыли населения крайне желательно принять «сахалинский» комплекс мер поддержки рождаемости уже в ближайшие месяцы.
Авторы —
Андрей Коротаев (зав. Лабораторией мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ, г.н.с. Института научно-общественной экспертизы);
Сергей Шульгин (зам. зав. Международной лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС);
Сергей Рыбальченко (генеральный директор Института научно-общественной экспертизы);
Игорь Ефремов (н.с. Международной лаборатории демографии и человеческого капитала РАНХиГС).