Власти Турции приняли решение передать Польше останки российского офицера Карла Ржепецкого, обнаруженные в ходе строительных работ в начале этого года. С таким заявлением выступил министр культуры и туризма Турции Нуман Куртулмуш, передает Hurriyet daily news.
Заявление чиновника было сделано во время его визита в музей города Карс.
По словам Куртулмуша, вопрос о передаче останков поднимался во время визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Польшу 17 октября.
«Мы знаем, что человек, который упокоился здесь, был польского происхождения. Кроме того, мы знаем, что его семья сейчас проживает в Польше. Мы начали процесс передачи этого тела, — завил турецкий министр. —
Российская сторона также будет включена в этот процесс, поскольку это был русский военнослужащий. Польская сторона требует, чтобы этот человек был похоронен там, где он родился, возможно, в Польше будет сооружен мавзолей или склеп».
Гроб с хорошо сохранившимися останками подполковника Ржепецкого был обнаружен 26 апреля в ходе строительных работ близ города Ардаган. Приехавшие на место специалисты из города Карс вскрыли гроб, в котором обнаружили скелет человека с бородой, обутого в красные ботинки и одетого в мундир. По словам турецких археологов, останки могли принадлежать русскому генералу, служившему в этом районе 140 лет назад.
«Мы считаем, что гроб принадлежал русскому генералу, который жил после 1878 года, основываясь на том факте, что русские войска стояли здесь в то время. Русский солдат был похоронен в гробу по христианскому обычаю», — заявили археологи.
Изначально СМИ также утверждали, что останки принадлежат русскому генералу, высказывались ошибочные предположения, что это генерал-лейтенант Василий Гейман, участник покорения Кавказа и Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.
Однако позднее российские архивисты сумели установить, что останки принадлежат Карлу Карловичу Ржепецкому,
который скончался в 1894 году, предположительно, от тифа. Установить личность офицера помогли фотографии эполет, мундира и гроба, которые проанализировали сотрудник Российского военно-исторического архива. О том, как методом исключения была установлена дивизия и обстоятельства смерти подполковника, сотрудник архива Олег Чистяков подробно рассказывал «Газете.Ru».
Так, было установлено, что на русском кладбище в Ардагане был похоронен только один подполковник — Карл Карлович Ржепецкий — в 1894 году. «Другие — в Тифлисе, Кутаиси и прочих местах. С полной уверенностью можно утверждать, что идентификация совершенно правильная. Подполковник Ржепецкий был католиком, а поскольку в Ардагане не было Римско-католической церкви, то отпевали его в армянской католической церкви», — рассказал Чистяков.
Найдя в военных архивах свидетельство о смерти офицера, историки установили, что умер он от «кровоизлияния в мозг, вызванного хроническим воспалением спинного мозга».
Ржепецкий происходил из дворян Волынской области и был поляком, хотя и родился в Ревеле (Таллин). Учился он в варшавском пехотном юнкерском училище, потом служил офицером, в войне с Турцией не участвовал, а служил в Ардагане в мирное время, когда эта территория принадлежала Российском империи.
Тогда же выяснилось, что в России проживает внучатый племянник найденного в Турции офицера Максим Редин, который независимо от сотрудников архива пришел к выводу, что найденные в Ардагане останки принадлежат его дальнему родственнику.
«Он был родным братом моей прапрапрабабушки Антонины Карловны Шидловской (урожденной Ржепецкой)», — пояснил он тогда.
В настоящее время в Польше проживают потомки русского офицера, в архиве которых есть прижизненная фотография Карла Ржепецкого. Как рассказал племянник Ржепецкого «Газете.Ru», о решении турецких властей передать останки польской стороне он узнал из сообщений СМИ. Известно, что власти Турции консультировались по этому поводу с родственниками подполковника, проживающими в Польше.
«Я поддерживаю это решение о передаче праха, поскольку останки должны покоиться на исторической родине, рядом с прахом дочери, по крайней мере — в одной стране», — прокомментировал Максим Редин «Газете.Ru» решение Турции. По данным турецких СМИ, минувшие полгода останки русского офицера находились под охраной в музее Карса.