Минувшей весной в ходе возвращения космического корабля «Союз» с тремя членами экипажа Международной космической станции произошла нештатная ситуация, о которой стало известно лишь накануне. Впрочем, опасности для жизни экипажа этот инцидент, как сообщается, не представлял.
Об инциденте было заявлено накануне в США в ходе заседания Консультативного комитета NASA по Международной космической станции, где обсуждалась надежность российских кораблей, благодаря которым в настоящее время поддерживается жизнеспособность станции.
Председатель комитета, известный американский астронавт Томас Стаффорд, рассказал, что инцидент произошел в апреле на этапе спуска корабля «Союз» на высоте восьми километров над землей в момент раскрытия основного парашюта над казахской степью – когда скоба парашюта неожиданно ударила и повредила спускаемую капсулу.
«Скоба ударила в сварной шов и в результате произошла разгерметизация, из-за которой часть воздуха покинула капсулу»,
— рассказал Стаффорд, передает издание Spacenews.
И хотя Стаффорд не уточнил, какая имелась в виду миссия, речь может идти только о спуске корабля «Союз-МС-02» с астронавтами Шейном Кимброу и космонавтами Сергеем Рыжиковым и Андреем Борисенко, который совершил посадку в казахстанской степи 10 апреля 2017 года в 14:21 мск.
«Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно. Самочувствие вернувшихся на Землю членов экипажа хорошее», — говорилось тогда в сообщении «Роскосмоса».
Впрочем, на послеполетной конференции космонавт Андрей Борисенко сравнил состоявшуюся посадку с американскими горками.
«Это гораздо хуже, чем перевернуться на машине, удар достаточно сильный, и потом достаточно хорошо так побросало. Будем считать, что это похоже на американские горки в момент, когда кабина с них срывается», — рассказал Борисенко.
Представитель NASA Гарри Джордан подтвердил журналистам, что инцидент имел место во время спуска корабля «Союз-МС-02», и посоветовал адресовать дополнительные вопросы «Роскосмосу». На момент публикации получить комментарии госкорпорации не удалось.
По словам Стаффорда, частичная разгерметизация не представляла угрозы экипажу корабля. На высоте пяти километров в корабле автоматически открывается клапан, позволяющий воздуху извне проникать в посадочную капсулу. К тому же члены экипажа в момент спуска находятся в скафандрах –
надевать их при спуске космонавты начали после трагической гибели из-за разгерметизации экипажа корабля «Союз-11» в 1971 году.
«Поскольку экипаж был в скафандрах, разгерметизация не представляла для них угрозы», — сказал Стаффорд, уточнив, что экипаж знал о случившемся по показаниям датчиков внутри корабля.
По словам Стаффорда, вопрос об апрельском инциденте поднимался на летнем заседании его комитета с российскими коллегами. Он заявил, что российские представители тогда высказали предположение, что причиной инцидента мог стать способ укладки парашюта, а также угол ориентации корабля во время спуска.
Стаффорд сообщил, что ему не известно о инцидентах подобного характера с посадками кораблей «Союз» в прошлом. «Для расследования аномалии была проделана работа и предприняты шаги для избежания подобных случаев в будущем», — отметил он.
Вернувшийся в апреле на землю российско-американский экипаж находился в составе МКС с 21 октября 2016 года. Продолжительность пребывания в космическом полёте экипажа экспедиции МКС-49/50 составила 173 суток.
За время пребывания на МКС экипаж выполнил программу научно-прикладных исследований и экспериментов, поддерживал работоспособность МКС и проводил работы по её дооснащению оборудованием, доставленным грузовыми кораблями.