На завершающемся в эти дни 68-м Международном конгрессе в Аделаиде, как и год назад, все внимание было приковано к намеченному на последний день выступлению Илона Маска. «Останетесь ли вы на Маска?» — главный вопрос, который задавали друг другу участники, передает корреспондент «Газеты.Ru». Выступления Маска ждали как увлекательную сказку, которая завершит собой череду огромного числа узкоспециализированных, чисто научных докладов, звучавших здесь в эти дни. Участники прошлогоднего конгресса в Мексике вспоминают, что когда от планов по колонизации Марса Маск перешел к техническим деталям их воплощения, по залу прокатились смешки.
Теперь основатель компании SpaceX рассказал уже о своем обновленном плане, согласно которому предполагается добраться до Марса к 2022 году.
«Будущее предстает перед нами в гораздо более интересном свете, если мы воспринимаем себя как космический вид,
— заявил Маск, когда вышел на сцену. — Речь идет о вере в будущее и надежде на то, что оно окажется лучше, чем прошлое».
Освоение Марса потребует много денег, и Маск много размышлял над тем, как снизить расходы и где взять дополнительные средства, тем самым реагируя на критику, обрушившуюся на него в прошлом году.
Big Falcon Rocket
Один из важнейших элементов нового плана заключается в том, чтобы уменьшить число разрабатываемых SpaceX средств доставки космических кораблей, сосредоточившись на тяжелой ракете BFR (Big Falcon Rocket). Она будет заметно уменьшена по сравнению с первоначальным концептуальным дизайном, а в перспективе заменит собой Falcon 9, Falcon Heavy и Dragon, получив возможность обслуживания как Международной космической станции, так и современных спутников, запускаемых SpaceX. При всем при этом она поможет также достичь Марса и создать базу на Луне. Сроки освоения Марса, правда, растянулись (ранее заявлялось о том, что капсула Dragon 2 без людей будет отправлена на Марс уже в 2018 году), а размеры космического корабля выглядят более скромными. Диаметр уменьшился с 12 до 9 м, высота — до 106 м. Тем не менее, речь идет о сотне человек и 40 каютах.
По словам Маска, BFR в полностью многоразовой конфигурации сможет доставлять грузы в 150 тонн на низкие околоземные орбиты (сравните с 60 тоннами Falcon Heavy только в частично многоразовой конфигурации).
BFR, по уверениям Маска, сочетает все лучшие разработки SpaceX.
Повторное использование максимального количества элементов позволит дополнительно снизить стоимость запусков и резко повысит рентабельность — с этим уже не сможет сравниться никакой нынешний запуск. Заправка на орбите также будет способствовать оптимизации затрат, и автоматизированный стыковочный компонент будет разработан таким образом, чтобы максимизировать все возможные выгоды.
Маск, впрочем, подтвердил планы по запуску модификации Falcon Heavy, которая стартует в конце этого года. И это не просто утроение Falcon 9, это более сложная система, и теперь она полностью протестирована и отправлена на мыс Канаверал, а SpaceX начинает серьезно заниматься системой BFR: «Пока что у SpaceX остается большой запас Falcon 9 и Falcon Heavy, однако в будущем основное внимание будет уделяться BFR, средства на разработку которой поступают за счет нынешних запусков спутников и обслуживания МКС».
Поступающие в эксплуатацию BFR смогут, в свою очередь, зарабатывать на запуске крупных спутников, забирая космический мусор и обслуживая космическую станцию, однако SpaceX хочет обставить весь этот переход на новые ракеты так, чтобы ее клиенты не нервничали в связи с «необкатанностью» новой платформы перед ее массовым тестированием.
BFR сможет выполнять миссии на лунной поверхности без необходимости производить топливо на Луне, что позволит организовать и обслуживать лунные базы.
«Это 2017 год, и сейчас у нас уже должна быть, черт возьми, лунная база»,
— заявил Маск со сцены.
Falcon 9, Falcon Heavy, Dragon и МКС
Раскрывая подробности своего уточненного плана, Макс рассказал также и о том, какие практические шаги к реализации нового проекта были предприняты его корпорацией за ушедший год. Он продемонстрировал стресс-тесты большого криотопливного бака: взрыв произошел только после того, как параметры вышли далеко за пределы ожидаемых условий эксплуатации в SpaceX. Затем были продемонстрированы тесты ракетных двигателей компании.
Было отмечено, что самый продолжительный непрерывный тест работы двигателя Raptor составил 100 секунд, тогда как типичным требованием для посадки на Марс можно считать 40 секунд.
Коснувшись проблемы так называемой пропульсивной посадки (с помощью реактивных двигателей), необходимой для последующего беспроблемного взлета с Марса, Маск отметил, что SpaceX продолжает совершенствовать все это на примере Falcon 9:
«Это то, что удалось продемонстрировать на протяжении 16 успешных посадок подряд,
— сказал он. — Falcon 9 уже научили приземляться с помощью реактивных двигателей. То же самое будет и с BFR. Вероятно, мы вскоре сможем достичь в этом плане надежности, сравнимой с большинством коммерческих авиакомпаний». Нужно, правда, отметить, что пилотируемый Dragon не планируется сажать подобным образом, и он «по старинке» опустится в океан на парашютах.
Еще одним ключевым ингредиентом «плана Маска» станет увеличение частоты запусков, поскольку для Марса требуется очень много запусков. SpaceX нацеливается на 20 запусков к концу этого года и 30 к следующему году. «Если в следующем году SpaceX осуществит 30 запусков, то это будет примерно половина от всех орбитальных запусков, которые произойдут на Земле», - сказал Маск.
К этому нужно добавить отработку автоматических стыковок с космической станцией. Dragon 2, который стартует в следующем году, будет самостоятельно стыковаться с Международной космической станцией, заявил Маск.
Текущая версия Dragon пока еще нуждается в манипуляторе Canadarm, который, собственно, и подтягивает аппарат к МКС.
Вперед, на Марс!
Первоначальная цель состоит в том, чтобы к 2022 году на Марс высадилось по крайней мере две грузовые миссии. Компания начнет строить первый корабль BFR в ближайшие 6-9 месяцев, и Маск уверяет, что может запустить первую марсианскую миссию примерно через пять лет. Цель первоначальных миссий будет заключаться в том, чтобы подтвердить наличие водных ресурсов, оценить уровень природных угроз, наладить энергетические системы и жизнеобеспечение будущих миссий и начать горные разработки.
Дальнейшие миссии, намеченные на 2024 год, отправятся уже на четырех космических кораблях, включая два грузовых судна и две пилотируемые экспедиции. На этом этапе цель будет заключаться в том, чтобы построить ракетный завод, переправить первых поселенцев на Марс и создать базу для подготовки к расширенному присутствию людей на поверхности Красной планеты.
Первоначально земляне будут обитать в так называемом Mars City, а затем, возможно, задумаются и о терраформировании всего Марса.
На ракете вместо самолета
Попутно Маск рассказал о возможности использовать ракеты для перелетов из одной точки Земли в другую.
«Если можно построить космический корабль и отправиться на нем на Марс, почему бы не использовать этот же корабль для перелета из одного места на Земле в другое»,
— предложил он.
По расчетам Маска, при максимальной скорости в 27 тыс. км/ч путь из Гонконга в Сингапур займет всего 22 минуты, из Лос-Анджелеса в Торонто — 24 минуты, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк — 25 минут, из Нью-Йорка в Париж — полчаса. Даже самые длительные полеты отнимут не более часа, уверен Маск.
Приводимые цифры и планирование затрат по-прежнему требуют долгого и пристального изучения, и, вероятно, не все идеи главы SpaceX будут реализованы. Но трудно отрицать притягательность «плана Маска», его вдохновляющую проповедь «выхода из земной колыбели», к чему столь же страстно призывал в свое время наш Константин Циолковский (160-летие которого отмечалось в сентябре).