Из-за глобального потепления треть паразитов к 2070 году вымрет, выяснили ученые. Однако, несмотря на все проблемы, которые доставляют паразиты, это может обернуться катастрофой, разрушив существующие экосистемы. О возможных перспективах и своих опасениях исследователи рассказали в статье в журнале Science Advances.
Репутация у паразитов откровенно дурная — мало кому нравятся клещи, ленточные черви, вши, блохи и другие вредители, которые приводят к болезням у людей, скота, домашних любимцев и прочих животных. Наглядным примером служит недавняя история с создательницей проекта Sci-Hub Александрой Элбакян, в чью честь исследователи назвали осу-паразитоида, которая на самом деле скорее хищник, чем паразит.
Однако паразиты играют важную роль в формировании экосистем, контролируя численность популяций других животных.
Поскольку у многих паразитов сложные жизненные циклы, включающие взаимодействие с разными хозяевами, разнообразие паразитов можно считать признаком здоровой экосистемы. «Наличие паразитов — хороший показатель того, что экосистема стабильна, — говорит зоолог Анна Филлипс, одна из авторов исследования. — Это означает, что в нее входит множество животных и она существует достаточно долго, чтобы в ней появились сложные связи между ее членами».
По оценкам ученых, паразитические виды составляют до половины от всего числа известных видов животных. Их массовое вымирание может стать настоящей экологической катастрофой.
Чтобы выяснить, как изменение климата может повлиять на жизнь паразитов, биолог Колин Карлсон и его коллеги обратились к музейным коллекциям. В Национальной коллекции паразитов США находится огромное количество блох, вшей, червей и других паразитов. В основном она включает в себя паразитов из Северной Америки, но содержит и многие виды с других континентов. Коллекция была создана еще в 1892 году и с тех пор постоянно пополнялась, что позволило изучить изменения видов, происходившие с течением времени. Для более точного анализа команда также использовала информацию из специализированных баз данных.
Но прежде чем заниматься анализом, исследователям было необходимо выяснить, откуда взялся каждый экземпляр — зная, какая среда обитания необходима тому или иному паразиту, можно понять его потребности.
В современных исследованиях часто указываются точные координаты обнаружения образца, но в прошлом и тем более позапрошлом веках так еще не делали. В лучшем случае можно было рассчитывать на комментарии вроде «найден у такой-то дороги в стольких-то километрах от такого-то города».
Поэтому команда, в которую вошли 17 исследователей из восьми стран, провела несколько лет в поисках географических источников десятков тысяч паразитов, добавляя координаты в базу.
Когда достаточное количество информации, наконец, было собрано, исследователи смоделировали изменения, которые будут происходить с 457 видами паразитов по мере потепления климата.
Оказалось, что для них изменения будут еще более губительны, чем для их хозяев. При наихудшем развитии событий вымрет более трети всех видов паразитов. По наиболее оптимистичным оценкам — не менее 10%.
«Замедление изменений может внести свои коррективы в процесс вымирания, но даже в лучшем случае речь идет о серьезных глобальных переменах», — поясняет Карлсон.
Последствия вымирания будут ужасны, уверены исследователи. Паразиты играют важную роль в регуляции баланса экосистем, уничтожая некоторые организмы и дела другие уязвимыми для хищников. Например, при заражении нематодой Trichostrongylus tenuis шотландские куропатки сильнее пахнут, привлекая хищников. Это позволяет контролировать популяцию птиц.
Влияние может быть и более опосредованным. Так, моллюски литторины, зараженные трематодами, едят намного меньше водорослей из-за влияния паразита на пищеварение. Их скромный аппетит делает водоросли более доступными для других видов.
Кроме того, существует множество еще не открытых видов паразитов, о чьем влиянии на их экологические ниши можно только догадываться.
И даже если паразиты смогут выжить и адаптироваться к новым условиям, такая адаптация не пройдет бесследно для других видов животных. Если паразит покинет ранее естественную для него экосистему, на его место может прийти другой, куда более опасный. Так, в 2014 году в Китае в мозге пациента были обнаружены личинки, которые привели к воспалению.
Нельзя списывать паразитов со счетов, обсуждая программы по сохранению видов, считают исследователи. «Паразиты совершенно точно столкнутся с риском вымирания в следующие 50 лет. И они находятся в не меньшей опасности, чем другие животные», — утверждает Карлсон.
Для того, чтобы информировать общественность о проблеме, команда создала онлайн-список, где указаны риски исчезновения каждого вида паразитов, рассмотренного в исследовании.
Разговоры о спасении животных обычно сосредоточены вокруг отдельных видов, но необходимо обратить внимание и на сохранение экосистем в целом. «Пока существуют животные, будут и паразиты. Но картина биоразнообразия паразитов в 2070 году и далее может существенно отличаться от сегодняшней», — предупреждает Филлипс.
В дальнейшем исследователи планируют провести более детальный анализ и спрогнозировать возможное вымирание отдельных видов по регионам.