Ученые из голландского Тилбургского университета высчитали физиологический предел продолжительности жизни человека, а также выяснили, что за последние 30 лет рос не средний возраст людей, а количество долгожителей.
Статистик Джессон Эйнмаль и ученый Джон Эйнмаль провели статистический анализ возрастов смерти 75 тыс. жителей Нидерландов, которые умерли за последние 30 лет, будучи старше 94 лет. Предел максимальной продолжительности жизни для женщин составил 115, 7 лет, для мужчин — 114,1 лет.
Отмечается, что за последние годы этот предел не увеличился, хотя число долгожителей в Нидерландах выросло втрое. При этом специалисты указали, что в отдельных случаях максимальное значение может чуть превосходить 120 лет.
В своем исследовании специалисты использовали теорию максимальных значений – отрасль статистики, определяющую максимальные значения различных явлений на основе всего объема данных. Результаты работ по теории максимальных значений широко используются, в частности, в сфере финансов и страхования, например, для оценки предельных потерь в результате ураганов, землетрясений или наводнений.
Впрочем, двумя месяцами ранее биологи из Университета Макгилла провели исследования и опубликовали выводы, согласно которым предела продолжительности человеческой жизни не существует.
Они проанализировали продолжительность жизни долгожителей из США, Великобритании, Франции и Японии с 1968 года и не нашли никаких доказательств возможных ограничений долголетия. Если какой-то предел и существует, то он пока что недостижим, считают они.
«В 1920-е годы люди могли рассчитывать дожить до 60 лет, в 1980-е — до 76, сегодня – уже до 82. Максимальная продолжительность жизни, очевидно, тоже увеличивается», — говорят авторы работы.
Невозможно предсказать, какой будет продолжительность жизни в будущем, убеждены они — ведь этот показатель в немалой степени зависит от технологий, медицины и улучшения условий жизни.
Вместе с тем, согласия в этом вопросе среди ученых нет. Так, в октябре 2016 года исследователи Сяо Донг, Ян Вийг и Брендон Милхолланд из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна при Иешива-университете завили, что люди не могут жить дольше 125 лет.
Чтобы разобраться, есть ли у продолжительности жизни какие-то пределы, Донг и его коллеги использовали данные, взятые из базы данных о смертности (Human Mortality Database, HMD). Они предположили, что если таких пределов нет (либо мы еще нескоро их достигнем), то и возраст долгожителей должен со временем увеличиваться.
Однако, например, в Швеции более чем за 100 лет не произошло практически никаких изменений по этому показателю: в 1860-х годах самому старому человеку на момент смерти был 101 год, в 1990-х — 108. Да и в 88% из рассмотренной 41 страны наибольшая продолжительность жизни была достигнута в 1980-е и с тех пор не менялась.
Ученые проанализировали показатели максимальной продолжительности жизни в последние десятилетия во Франции, Японии, США и Англии — странах с наибольшим числом долгожителей. Они обнаружили, что со времени смерти Жанны Кальман, самой старой женщины, достоверно прожившей 122 года, максимальная продолжительность жизни и вовсе снизилась: если с 1968 по 1994 год она возрастала на 0,15 года ежегодно, то за период с 1995 до 2006 уменьшалась ежегодно на 0,26 года.
Ученые, исследующие процессы старения, знают, что продолжительность жизни сильно варьируется в зависимости от вида. Однако внутри вида она практически фиксирована.
В защищенных условиях, когда возможность нападения крупного хищника исключена, мыши живут около тысячи дней, собаки — около 5 тысяч, люди — около 29 тысяч.
«Очевидно, что есть биологические причины, ограничивающие продолжительность жизни каждого вида, так откуда взялась мысль, что люди могут жить намного дольше, чем сейчас?» — прокомментировал работу геронтолог Джей Ольшански из Университета Иллинойса в Чикаго.
По его словам, увеличение продолжительности жизни в последние 30 лет никак не повлияло на темпы старения. Однако оно отражает произошедшие за это время положительные изменения в здравоохранении. Удалось снизить до минимума детскую смертность, что дало большинству людей в развитых странах шанс дожить до старости. Сейчас люди умирают в возрасте 65–95 лет. Но, по мнению Ольшанского, без дальнейших прорывов в области биомедицины сильно поднять продолжительность жизни не удастся.