20 июля были эксгумированы останки Сальвадора Дали, одного из самых известных представителей сюрреализма: 61-летняя испанская гадалка, полагающая, что она — внебрачная дочь художника, добилась экспертизы по установлению отцовства.
Для проведения экспертизы были необходимы образцы ДНК. Первая экспертиза была проведена еще в 2007 году, для нее использовались кожа и волосы посмертной маски Дали. Однако результаты теста оказались неубедительными. Повторный тест был сделан на основе материала, взятого с назальных питательных трубок, которые вводили Дали в больнице после пожара в замке Пуболь, но и он не дал удовлетворительных результатов.
В 2015 году Пилар Абель обратилась в суд Мадрида с требованием позволить ей провести эксгумацию останков Сальвадора Дали, чтобы подтвердить его отцовство. 27 июня 2017 года суд принял решение эксгумировать тело Сальвадора Дали.
В заявлении суда говорилось, что это необходимо, поскольку других материалов, которые позволят провести сравнение, не существует.
Из тканей художника предполагается извлечь образцы ДНК и сравнить их с образцами предполагаемой дочери. Это довольно трудная задача, но вполне реальная: самым древним останкам человека, из которых удалось извлечь ДНК, было около 2 тыс. лет, а тело Дали пролежало в гробу всего 28 лет. Наилучшие «кандидаты» на поиск ДНК — зубы и кости, из мягких тканей, которые быстро портятся после смерти, извлечь ее было бы затруднительно.
«Влажность и окружающая среда, как правило, влияют разрушающе, — поясняет Рина Мур, профессор судебной медицины. — Как и методы бальзамирования. Любые химические вещества, используемые в этом процессе, могут негативно сказаться на сохранности ДНК».
Зубы же идеально подходят для анализа благодаря эмали, которая защищает клетки внутри от воздействия внешних факторов. Кроме того, несколько зубов Дали не слишком крепко сидят в десне, так что можно будет удалить их, не повредив челюсть.
Когда останки были извлечены, все присутствовавшие отметили, что знаменитые усы Дали прекрасно сохранились и держали форму. Нарцис Бардале, бальзамировавший тело Дали в 1989 году, назвал это чудом.
Впрочем, для ученых, которые регулярно имеют дело с трупами, ничего чудесного в такой сохранности растительности нет. «У человеческих останков, находящихся в воздухонепроницаемом хранилище, таком как гроб или склеп, волосы могут сохраняться на протяжении очень длительных периодов времени, — рассказывает антрополог Тиффани Саул. — И даже после воздействия внешней среды они нередко сохраняются в течение многих лет после смерти».
«Было вполне вероятно, что усы Дали останутся в сохранности, — подтверждает судмедэксперт Джордж Широ. — Волосы состоят в основном из белка кератина, который достаточно прочен. Он может выдержать даже пищеварительные ферменты».
Тем не менее разлагаться волосы все же могут. Основной виновник этого — грибок. «Если условия не оптимальны для роста грибка, например слишком жаркие или слишком холодные, волосы сохранятся на длительный срок», — поясняет Саул. Скорость разложения будет зависеть от того, какому воздействию подвергается тело, отмечает профессор судебной медицины Рина Рой, подчеркивая, что точного ответа здесь нет. Свидетельством тому служит, например, замечательно сохранившаяся борода подполковника Ржепецкого, останки которого были недавно обнаружены на востоке Турции, да и у знаменитой мумии Эци, несмотря на почтенный возраст, более чем 5 тыс. лет, сохранилось несколько прядей волос.
А вот чего ни волосы, ни ногти, вопреки распространенному заблуждению, делать не могут, так это расти.
После смерти человеческое тело теряет влагу, из-за чего становится видна часть волоса или ногтя, раньше скрытая под кожей. Для роста волос и ногтей необходима глюкоза, но после смерти она не вырабатывается и организм не способен производить новые клетки. Да и гормональные механизмы, влияющие на рост, больше не выполняют свою функцию.