Вопреки распространенному мнению, ревматические заболевания — проблема не только стариков, первые их проявления зачастую приходятся на детские и подростковые годы. Ревматические болезни характеризуются системным или локальным поражением соединительной ткани. Спектр их проявления чрезвычайно широк — от общеизвестного ревматоидного артрита, поражающего суставы, до поражения артерий и сосудов, приводящего к инсульту, инфаркту, потере зрения, перитониту и даже гангрене. Ревматическими заболеваниями страдает каждый десятый россиянин, а один из десяти больных в итоге становится инвалидом.
«Ревматология — это та специальность, которая впитывает в себя все. Ревматические заболевания включают в себя более ста нозологических единиц.
Ревматологу сегодня надо знать практически все направления клиники внутренних болезней»,
— рассказал на прошедшей 27 апреля в рамках VII Съезда ревматологов России пресс-конференции вице-президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация ревматологов России» и академик РАН Вадим Мазуров. Вместе с президентом организации и академиком РАН Евгением Насоновым они отметили важность передачи накопленных знаний врачам общей практики, чтобы те были в состоянии, как можно раньше, исходя из жалоб пациента, диагностировать ревматическое заболевание и начать своевременное лечение.
По словам итальянского профессора ревматологии Маурицио Кутоло, Россия сейчас входит в десятку стран, преуспевающих в области ревматологии. Профессор призвал опытных ревматологов агитировать молодежь заниматься ревматологией и рассказал о центрах подготовки за рубежом, ориентированных на молодых специалистов.
Одной из основных тем конференции стало обсуждение разработки в России аналогов биологических препаратов для лечения ревматических заболеваний.
Биологические препараты — это макромолекулы, получаемые генно-инженерным методом. Большую их часть составляют моноклональные антитела, целенаправленно воздействующие на определенную мишень в организме. Это делает биопрепараты эффективными при аутоиммунных заболеваниях, в том числе — ревматических. Если при создании дженериков производители просто используют действующее вещество, на которое истек патент, то разработка биоаналога подразумевает работу не с конкретной молекулой, а с геном, кодирующим моноклональное антитело, и мишенью для него.
Для разработки и производства биоаналогов требуется такая же научно-техническая и производственная база, как и у производителя оригинального лекарства. Весь технологический процесс производства приходится проходить практически с нуля, при этом вписываясь в рамки требований по эффективности, безопасности, чистоте и других свойств оригинального препарата. Необходимо провести и клинические испытания. Все эти особенности значительно замедляют разработку биоаналогов по сравнению с дженериками.
По расчетам Алексея Торгова, заместителя гендиректора по работе с органами госвласти компании Biocad, разрабатывающей биоаналоги для лечения ревматических заболеваний,
вывод на рынок таких лекарств и их применение позволит сократить стоимость годового курса лечения и на 30-50% повысить лекарственное обеспечение для этой группы пациентов.
По его словам, речь идет не об уменьшении затрат на лечение в целом, а о том, чтобы помочь большему количеству больных за такой же объем финансирования. В 2016 году в России ритуксимабом, инфликсимабом и адалимумабом было пролечено около 8 тыс. человек. Появление их биоаналогов позволит обеспечить необходимыми лекарствами более 11 тыс. человек, ожидают в компании. Учитывая рост объема закупок генно-инженерных биологических препаратов (ГИБП) с 7,3 млрд руб. в 2014 году до 11,2 млрд руб. в 2016 году, 60% из которых составили затраты на указанные выше препараты, это может сыграть ключевую роль в своевременном обеспечении больных лекарствами. «Самые современные препараты бесполезны, если они недоступны для пациента, — утверждает Торгов. — Все наши препараты проходят полный цикл клинических исследований, которые соответствуют последним требованиям нашего законодательства и международным рекомендациям».
Выход биоаналога инфликсимаба запланирован на 2017 год, адалимумаба — на 2019 год. Также компания планирует поставки биоаналогов и в другие страны.
«Ни одна страна мира, даже самая богатая, не может себе позволить использовать только оригинальные препараты», — заключает он.
Как подчеркнули и специалисты, и представители пациентских сообществ, проблема обеспечения необходимыми препаратами действительно стоит остро, особенно в регионах. Бесплатно лекарства можно получить, только имея на руках справку об инвалидности, но даже с ней люди часто сталкиваются с нехваткой препаратов. Тем не менее, возможно, что в будущем хотя бы дети смогут получать препараты без оформления инвалидности, а лишь исходя из наличия тяжелого хронического заболевания.
«Наша задача, как ревматологов, не допустить инвалидности», - объяснил «Газете.Ru» Насонов.
Президент пациентской организации «Надежда» Наталья Булгакова уделила особое внимание проблеме инвалидизации больных ревматическими заболеваниями, рассказала о важности раннего назначения таргетной терапии и о прогрессе в лечении за последние 30 лет: в молодости врачи запретили ей рожать из-за состояния здоровья, а теперь благодаря высокоэффективной терапии женщины, больные ревматоидным артритом, могут позволить себе иметь детей. В качестве примера она привела председателя Московского отделения пациентской организации «Надежда», молодую женщину, недавно родившую малыша.
Эксперты отмечают также важность профилактики ревматических заболеваний, акцентируя внимание на том, что проводить ее стоит в первую очередь в семье — вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, следить за осанкой, бороться с плоскостопием, курением и избыточной массой тела и по возможности избегать инфекций, особенно стрептококковых.