Взрыв, случившийся в перегоне между станциями метро в Петербурге, жертвами которого стали более десятка человек, скорее всего, будет признан терактом. Объекты транспортной инфраструктуры уже давно стали излюбленной мишенью террористов всего мира, так как скорость и скопление людей — всегда остаются факторами, увеличивающими число жертв. Однако популярность выбора тех или иных объектов для нападения не остается с годами неизменной.
Профессор Массачусетского технологического института Арнольд Барнет в своем исследовании «Has Successful Terror Gone to Ground?», опубликованном в журнале Risk Analysis, статистически показал, что за последние десятилетия фокус внимания террористов во всем мире заметно переместился с самолетов на землю —
в первую очередь — на метро и железную дорогу.
В своей работе он проанализировал данные по терактам, произошедшим в период с 1981 по 2011 год. Всего под рассмотрение попало 87 «успешных» терактов, в которых погиб один или более человек.
Ученый отметил, что за тридцать лет с 1982 года количество пассажиров, погибших в результате авиационных терактов, упало примерно в семь раз.
Что характерно, на фактор семь возросло среднее число погибших в железнодорожных терактах. «Это увеличение было особенно драматичным для метро и пригородных перевозок», — отмечает автор исследования.
Теракты в самолетах и на железнодорожном транспорте отмечались даже в таких «спокойных» развитых странах, как Канада и Япония и до сих пор часты в Израиле. «В то же время риск терактов на воздухе и поездах для жителей развитых стран ниже, чем в России, с ее сепаратистскими движениями и в Индии с ее межрелигиозными трениями», — говорится в исследовании.
Причины растущей «популярности» подземки отчасти понятны. Железнодорожный транспорт это зачастую переполненные вагоны, а главное — пронести взрывчатое вещество в поезд гораздо проще, чем в самолет, где все пассажиры проходят тщательную проверку.
В результате подрыва взрывчатки происходит очень быстрый переход твердого или жидкого вещества в газообразную форму. Выделившаяся кинетическая энергия от точки взрыва распространяется в среде, создавая скачок давления — один из главных поражающих факторов. Волна давления при этом может распространяться со скоростью до 8 тыс. метров в секунду,
а скачок давления — превышать в 30 тыс. раз атмосферное.
На тяжесть последствий взрыва могут влиять разные факторы, и замкнутость пространства значительно ее усугубляет. Взрыв в закрытом или полузакрытом помещении, таком, как тоннель метро или городской автобус, может радикально усилить потенциальный вред. Взрывная волна отражается, возможно несколько раз, по мере удара о твердые поверхности, что приводит к непредсказуемым изменениям давления. Ученые проанализировали примерно 300 терактов в Израиле и подсчитали,
что смертность на открытой местности составляет 7,8%, в то время как смертность при терактах в автобусах составляет 49%.
Травмы от взрыва делятся на четыре категории. К первичным относятся полученные непосредственно из-за воздействия ударной волны на организм: баротравмы, разрывы барабанных перепонок, повреждения среднего уха, кровоизлияния в брюшную полость, сотрясения мозга. Ко вторичным — нанесенные обломками или осколками бомбы: проникающие ранения любых частей тела. Третичные возникают в результате отбрасывания ударной волной: переломы, отрывы конечностей, закрытые и открытые травмы мозга. Четвертичные — это любой ущерб здоровью, не подходящий под первые три категории: ожоги, болезни легких, проблемы с дыханием, гипертензия и так далее.
Эта классификация относится к взрывам большой мощности, при которых используется ТНТ, С-4, нитроглицерин, динамит.
Взрывы малой мощности (порох, «коктейли Молотова» и т.п.) отличаются в первую очередь слабой ударной волной и отсутствием сильного нагрева воздуха. В остальном приведенные виды травм характерны для обоих видов взрывов.
Самая распространенная причина гибели пострадавших от взрыва — поражение легких ударной волной. Оно заметно сразу после травмирования и характеризуется остановкой дыхания, брадикардией и пониженным давлением. Легочные повреждения выражены кровоизлияниями разного размера, от точечных до сплошных.
Травмы легких следует подозревать у всех пострадавших, которые кашляют, испытывают боли в груди, испытывают затруднения дыхания.
На рентгене такая травма имеет характерную форму бабочки. Травмы органов слуха весьма болезненны, но их легко не заметить. Они зависят от положения пострадавшего в момент взрыва: наиболее частое повреждение — разрыв барабанной перепонки уха, располагавшегося по направлению ко взрыву, за ним идут повреждения среднего уха.
Признаки травмы появляются сразу же, и всех, кто столкнулся с потерей слуха, шумом в ушах, головокружением, кровотечением из ушей, следует обследовать на наличие повреждений в первую очередь.
В целом, все, кто подвергся действию ударной волны, должны быть обследованы отоларингологом.
Особенно уязвимы к ударной волне отделы желудочно-кишечного тракта, содержащие газы. Пострадавшие сталкиваются с перфорацией кишечника, кровоизлияниями, разрывами органов, повреждениями брыжейки. Травмы проявляются через тошноту, рвоту (в том числе кровавую), боль в животе, яичках и прямой кишке, необъяснимое уменьшение объема циркулирующей крови. Однако все эти симптомы могут отсутствовать до появления осложнений.