Первый в мире коммерческий авиарейс, зафрахтованный для наблюдения за южным полярным сиянием, был совершен минувшей ночью из Новой Зеландии. Участники необычного путешествия сразу же по прилету стали делиться его результатами и эмоциями в социальных сетях, чем привлекли внимание публики и журналистов.
Идея отправить коммерческий рейс на лайнере Boeing 767 к Южному полярному кругу принадлежит директору музея Отаго (Новая Зеландия) Яну Гриффину. Будучи астрономом по специальности, Ян в свое время был впечатлен, увидев южное полярное сияние с борта самолета-обсерватории NASA.
По его словам, кампания по продаже билетов на этот рейс была начата еще в сентябре 2016 года, все они были проданы за пять дней. Люди пожелали приехать из разных стран.
Один мужчина сумел вовремя добраться из Испании.
«Считаю, полет прошел блестяще, — поделился Гриффин. — Мы оказались прямо под сиянием. Там были прекрасные столбы полярных сияний. Это зеленые образования, которые быстро движутся, кажется, как будто ты смотришь в зеленую полосатую реку».
Пассажир Ник Вон рассказал, что он загорелся идеей присоединиться к полету в прошлом году, узнав о нем через социальные сети. «Я не думал, что мы сможем увидеть такое впечатляющее представление, тем более невооруженным глазом, — рассказал он. — Было действительно здорово стать частью этого приключения с другими единомышленниками, которые получили не меньший восторг».
Желание увидеть южное полярное сияние с борта самолета объединило людей совершенно разных профессий. Например, Вон является ученым-онкологом, его хобби — туризм и наблюдение за звездами, которым он стал заниматься, перебравшись в Австралию три года назад.
Билеты продавались по цене $1400 за два места или $2800 — за одно место в бизнес-классе, по понятным причинам средний ряд в салоне оставался пустым. Всего было продано 130 билетов.
Самолет вылетел из новозеландского города Данидин в четверг вечером и приземлился там же спустя восемь часов.
Лайнер добрался до 62 градуса южной широты, дважды пересек Линию перемены дат и сделал несколько разворотов, чтобы пассажиры могли несколько раз увидеть сияния с разных бортов самолета.
В мире более на слуху северные полярные сияния — отчасти потому, что Арктический регион населен куда плотно, и эти явления постоянно наблюдаются жителями многих северных стран. Эти свечения, как северные, так и южные, вызваны взаимодействием частиц солнечного ветра с магнитосферой Земли. А поэтому, зная параметры солнечной активности, ученые давно могут довольно точно прогнозировать появление сияний в той или иной полярной области Земли.
«Мы преодолели две трети пути до Южного полюса, увидели невероятные полярные сияния и успели домой к завтраку», — поделился впечатлениями Гриффин. По словам Марка Хатэвея, репортера телекомпании TVNZ, «многие люди на борту вели себя как дети».
В последние годы авиакомпании все чаще стали предоставлять свои самолеты для наблюдения астрономических явлений, чаще всего — солнечных и лунных затмений. 15 февраля 1961 года с Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолета (на высоте 10 000 м). А два года назад корреспондент «Газеты.Ru» наблюдал за солнечным затмением с борта самолета, вылетевшего из Мурманска.