Запуск грузового корабля «Прогресс-МС-04» 1 декабря 2016 года закончился падением на территорию Тувы. Корабль сгорел в атмосфере вместе с третьей ступенью. О неполадках стало известно заранее из заявления «Роскосмоса»: «Сообщаем, что сегодня после пуска ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04» с 383-й секунды пропала телеметрия».
Жители Тувы вскоре после запуска корабля увидели в небе мощный взрыв, а затем — падающие обломки. Один из них мобильные группы МЧС нашли в 120 км к западу от Кызыла, второй обнаружил у себя во дворе житель села Эйлиг-Хем. Основная часть корабля, везшего космонавтам топливо, средства для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа, новое оборудование и новогодние подарки, сгорела в плотных слоях атмосферы. До Земли долетело лишь 10% обломков.
Авария произошла всего спустя три дня после того, как заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин сообщил, что российская космонавтика вырвалась из череды «обидных аварий и катастроф» и «сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий».
В качестве одной из причин крушения рассматривалась халатность при производстве двигателя РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». «Роскосмос» уже давно планировал отказаться от использования этих ракет. В феврале 2017 года будет совершен последний запуск с помощью «Союза-У».
Однако вскоре была предложена другая версия: возможно, на борту корабля возникли технические проблемы, он преждевременно отделился от третьей ступени и не смог выйти на орбиту.
Сегодня вину снова взвалили на «Союз-У»: как сообщило информационное агентство ТАСС со ссылкой на Центр управления полетами, «Прогресс» не вышел на орбиту из-за аварийного отключения двигателя третьей ступени ракеты-носителя на 383-й секунде полета. После отключения корабельная система управления начала работу по циклограмме автономного полета и приступила к развертыванию солнечных батарей и антенн. Эта новость мгновенно разлетелась в СМИ.
Однако сам ЦУП опроверг информацию о причинах нештатной ситуации с «Прогрессом».
«В настоящее время продолжает работу комиссия под председательством генерального директора «Роскосмоса» Игоря Комарова. Члены комиссии изучают все возможные причины нештатной ситуации. Любые версии, которые предлагаются сейчас, не имеют отношения к действительности, в том числе некорректная информация о данных циклограммы, так как результаты работы комиссии будут объявлены не ранее 20 декабря 2016 года», — сообщили представители управления.
Призывает не принимать на веру сообщения в прессе и редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев.
«Двигатель старый, достаточно надежный, — рассказывает он. — Его предыдущие модификации летали с начала 1960-х годов. Была одна авария (потеря грузовика «Прогресс-М-12М» в 2011 году. — «Газета.Ru»), но там телеметрическая система сразу показала, в чем проблема. Было совершенно ясно, что двигатель работает плохо из-за засорения системы. А до этого времени к ракете никаких претензий не предъявлялось. В данном случае такого не было».
Двигатели РД-0110 производятся в «Конструкторском бюро химавтоматики» — российском предприятии ракетно-космической промышленности в Воронеже. Разработка двигателя началась еще в 1963 году, а в 1967-м он был запущен в производство. РД-0110 работает на керосине и жидком кислороде.
«Что же до различных версий, которые были выдвинуты в день пуска… Официально была только та циклограмма, которую диктовали через ЦУП, — продолжает эксперт. — Там можно было заметить, что с какого-то момента ведущий перестал говорить, что полет проходит нормально, просто отсчитывал секунды. Когда ракета должна была выйти на орбиту, а корабль – отделиться, там было сказано, что репортаж закончен.
И что там случилось — это уже гадание на кофейной гуще. Кроме сообщения «Роскосмоса» о том, до 383-й секунды полет проходил нормально, официальных данных нет. Потом вроде бы что-то там видели, что-то там слышали — это все гипотезы. Может, они имели место быть, может, и нет. Третья ступень отделилась в любом случае, она начала работать и проработала примерно третью часть времени. Двигатель функционировал. Вся эта информация дается для того, чтобы было о чем писать, пока еще ничего не установлено.
За рубежом аварии освещаются так: пока комиссия не нашла причину, там даже догадки не строят — там просто не пишут.
Сколько времени прошло от аварии Маска? (Речь идет о взрыве ракеты Falcon 9 во время стартовых испытаний в сентябре этого года. — «Газета.Ru») Официальной версии никакой нет.
Первое время писали, описывали саму аварию. А потом замолкли, потому что писать было нечего. Предположения могут быть какие угодно, смотря кто их выдвигает.
Если говорят какие-то посторонние люди, то это просто версия, одна из многих. А пока нет официальной версии, можно писать все что угодно, хоть о рептилоидах».
В 2015 году потеря двух ракет стала причиной резкой критики в адрес российской космонавтики. 28 апреля грузовой корабль «Прогресс М-27М» вышел на нештатную орбиту и не смог доставить горючее, воздух, продовольствие и запчасти на МКС. А в мае потерпела крушение ракета «Протон-М» с мексиканским спутником связи. Тогда неполадки возникли в третьей ступени на 497-й секунде полета — была зафиксирована нештатная работа двигателей.