Водные ресурсы нечасто становятся причиной войны, но засуха в Сирии в 2006–2011 годах и растрачивание природных ресурсов послужили благодатной почвой для возникновения конфликта. В результате около 800 тыс. человек остались без средств к существованию. Гибель урожая в некоторых районах доходила до 75%, гибель скота — до 85%. В итоге фермеры, скотоводы и сельское население покинули сельскохозяйственные земли и переселились в города. Почти 20% граждан остались без работы. Растущее недовольство населения оказалось в числе факторов, которые привели к беспорядкам и началу гражданской войны.
Война, в свою очередь, вызвала новую волну миграции — теперь уже из страны. Она повлекла за собой заметные изменения в использовании земельных ресурсов и пресной воды.
Опубликованное в Proceedings of the National Academy of Sciences исследование ученых из Стэнфордского университета впервые показало, как изменились практики управления водными ресурсами в зоне активных военных действий.
Используя данные со спутников, ученые выяснили, что конфликт в Сирии повлек за собой уменьшение площади водохранилищ и орошаемых сельскохозяйственных угодий почти на 50% по сравнению с их состоянием до войны.
«Управление водными ресурсами в Сирии изменилось, и это видно из космоса, — прокомментировал результаты один из авторов исследования, профессор Стивен Горелик. — Сирийский кризис привел к уменьшению площади сельскохозяйственных земель на юге Сирии, уменьшению потребности в воде для орошения полей и кардинальным изменениям в управлении водохранилищами».
Исследователи сконцентрировались на изменениях, произошедших с 2013 по 2015 год в районе водораздела реки Иордан с ее самым крупным притоком, рекой Ярмук, образующей границу между Израилем и Иорданией ближе к долине реки Иордан, а выше по течению — между Иорданией и Сирией. Идею самого исследования выдвинул другой автор статьи, кандидат наук Джим Юн. Такое решение он принял, ознакомившись с информацией от министерства Иордании по управлению водными ресурсами о том, что у реки Ярмук увеличился русловый сток.
Используя изображения 11 самых крупных водных территорий, подконтрольных Сирии, исследователи выявили, что объем воды в водохранилищах уменьшился на 49%. Орошаемые культуры на снимках выделены зеленым – их количество уменьшилось на 47%.
Таким образом, исследование выявило непрямое воздействие конфликта на состояние водных ресурсов через миграцию беженцев и изменения в использовании земель.
«Мы впервые провели такой масштабный анализ с помощью спутников в зоне военных действий, чтобы доказать связь между конфликтом и водными ресурсами, — объяснил доктор Марк Мюллер, ведущий автор исследования. — Благодаря новому оборудованию можно быстро анализировать данные — эффект оказался настолько выражен, что мы сразу его увидели».
Заброшенность орошаемых сельскохозяйственных территорий в Сирии, помноженная на восстановление региона от сильной засухи, привела к разливу реки Ярмук в три с половиной раза вниз по течению, где находится Иордания — одна из самых бедных водой стран. С 2013 года Иордания приютила тысячи беженцев.
«Это неплохая новость для Иордании, но не такой уж большой плюс по сравнению с тем, чем ей пришлось пожертвовать ради беженцев, — сообщил Горелик. — Даже обеспечивая беженцев водой, разлившаяся река не компенсирует ущерб».
Несмотря на разлив, Ярмук все равно не превышает уровня, установленного двусторонним соглашением с Сирией.
Ученые сотрудничали с министерством Иордании по управлению водными ресурсами в рамках совместного проекта по изучению состояния водных ресурсов. Пока многие эксперты рассуждали о том, как изменения климата могли привести к конфликту, Юн предложил взглянуть на Сирию с другого ракурса.
«В последние несколько лет все сосредоточились на том, как изменения климата и засуха влияют на конфликт, но мало кто исследовал, как конфликт влияет на окружающую среду и водные ресурсы», — пояснил он.
Летом этого года команда ученых из Германии и Швеции опубликовала исследование, посвященное влиянию климатических изменений на возникновение войн. Они пришли к выводу, что, ухудшая условия существования и сокращая количество пищевых ресурсов, резкие изменения климата действительно могут подталкивать людей к конфликтам. Причем ключевую роль в них играет этническая разнородность: 2/3 гражданских войн с 1946 года разгорались между различными народами и народностями и были спровоцированы географическим разделением и напряженным сосуществованием этнических групп.