Компания VisionLabs была создана в 2012 году специалистом в области компьютерного зрения Александром Ханиным и экспертом в области IT-технологий Алексеем Нехаевым. Ханин разработал алгоритм распознавания лиц на основе технологий компьютерного зрения и машинного обучения. Идея превратилась в стартап после того, как проект получил 980 тысяч рублей инвестиций от Фонда Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ). Сейчас у VisionLabs есть несколько систем, одна из которых – FPS.Bio – используется в банках для идентификации и верификации клиентов и сотрудников, когда требуется подтверждение личности.
Всего за три года VisionLabs вошла в тройку мировых лидеров в области распознавания образов. В 2014 году компания заключила контракт с Бюро кредитных историй «Эквифакс», по условиям которого по России начался запуск системы в ряде банков страны. Кроме того, благодаря статусу резидента Фонда «Сколково», компании удалось пройти процесс акселерации и познакомиться с представителями компании Intel.
По словам вице-президента, исполнительного директора ИТ-кластера Фонда «Сколково» Игоря Богачева, «VisionLabs — удачный пример того, как прорывная технология (нейронные сети для распознавания лиц) сочетается с точно выбранным сегментом рынка для коммерциализации (финансовый сектор), умело построенной командой, соединяющей представителей науки и бизнеса, и правильным местом для реализации проекта – Сколково».
Сейчас несколько десятков банков, в числе которых Тинькофф Банк, МТС-банк, Почта-банк, подключены к системе предотвращения мошенничества FPS.Bio, которая, в свою очередь, работает на платформе распознавания лиц VisionLabs LUNA.
В этой системе ключевую роль играет составление портретов, которые разработчики называют «биометрическими».
«Здесь слово «биометрия», наверное, несколько некорректна, оно используется по старинке. Биометрия – это определение ключевых точек лица и расстояния между ними, и на основе этого принимается решение о похожести или непохожести того или иного портрета. Сейчас, с приходом революции совершенных, глубоко обученных нейронных сетей, система сравнения изображений кардинально отличается. Поэтому если говорить про наш «биометрический» портрет, то это цифровой ключ, который описывает миллионы параметров лица и зашифровывает их бинарным кодом», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» со-основатель компании VisionLabsАлексей Нехаев.
«Сердцем» системы является нейронная сеть, которая в течении нескольких секунд составляет «биометрический» портрет клиента, идентифицирует и верифицирует его, сравнивая сначала с фотографией в паспорте, а после с миллионами идентичных портретов и с базами лояльных клиентов и должников.
Далее система выдает информацию финансовому учреждению, которое на основе полученных данных принимает кредитное решение. Система очень стабильна, а вероятность ошибки ничтожно мала – 10-8. Более того, система повышает скорость обслуживания повторных клиентов и предотвращает внешнее и внутреннее кредитное мошенничество, то есть получение займов по подложному паспорту. На данный момент в базе находятся уже 70 миллионов биометрических портретов по 30 миллионам физических лиц – 40% активного населения страны.
В 2015 году экономия банков, которая стала возможной благодаря использованию системы резидента «Сколково», составила более четырех миллиардов рублей.
Этот показатель рассчитывается как сумма кредитов, которые не были выданы в силу обнаружения мошеннических схем, поддельных и украденных документов. В дальнейшем разработчики надеются, что этот показатель возрастет, а объем мошеннических операций, который с каждым годом растет, уменьшится.
Технология распознавания лиц также сейчас очень перспективна для верификации платежей: ее уже начали использовать некоторые крупные компании, например, MasterCard, Google, Amazon и другие.
«Так как в любых платежах требуется подтверждение личности плательщика, эта потенциальная технология может также заменить уже существующие способы подтверждения транзакции, в том числе и в мобильных платежах, конечно. И, с точки зрения пользовательского опыта, мы наблюдаем за тем, как это все происходит в странах Европы, в Америке. Пользователи адекватно реагируют, они принимают этот способ работы», — добавил Нехаев.