На американском рынке фармпрепаратов назрел большой скандал. Расследование ценовой политики фармацевтического гиганта Mylan привело к слушаниям в конгрессе США. Аппарат экстренной помощи EpiPen подорожал во много раз, став недоступным для малообеспеченных слоев населения.
А тем временем группа биохакеров предлагает недорогую альтернативу ценой $35.
EpiPen (Epinephrine autoinjector) — это устройство для автоматический инъекции препарата эпинифрина (адреналин). Оно предназначено для оказания экстренной помощи при внезапных опасных для жизни аллергических реакциях. Фактически EpiPen представляет собой шприц с уже заполненной необходимой дозой адреналина (для взрослого человека это 0,3 мг) и специальный жесткий тюбик с пружинным механизмом, который выстреливает иглой с веществом при нажатии. Устройство EpiPen было одобрено для продажи Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в 1987 году, а в 2007-м компания Mylan получила от корпорации Merck KGaA эксклюзивное право на продажу EpiPen.
С тех пор цена на аппарат начала неуклонно расти.
Аллергия — это острая чувствительность иммунной системы организма к аллергену (какому-либо веществу или фактору окружающей среды). Иммунная реакция в виде зудящих высыпаний на коже, спазмов бронхов, слезотечения, отеков называется аллергической. Но в редких случаях возникает острая реакция — так называемая анафилаксия, или анафилактический шок. Обычно эта реакция проявляется через несколько минут или часов после контакта с аллергеном. У человека быстро развивается выраженный отек гортани, что приводит к резкому затруднению дыхания. Из-за проблем с дыханием развивается гипоксия (кислородное голодание). У людей при анафилактическом шоке резко падает артериальное давление, и больной может потерять сознание.
Также частые симптомы анафилаксии — это резкая боль в месте воздействия аллергена, распространяющийся по всей коже зуд, тошнота, отек в полости рта и гортани. Анафилактический шок развивается очень быстро и может привести к смерти в течение нескольких минут после начала аллергической реакции.
Именно поэтому человеку как можно быстрее необходимо получить медицинскую помощь.
Анафилаксия может развиться практически от любого аллергена, здесь опасны и укусы насекомых, и лекарственные препараты, и просто продукты питания. Часто человек просто не знает, что какой-нибудь фрукт или овощ может стать смертельно опасным. В качестве первого средства при анафилаксии применяется адреналин, однако в ряде случаев аллергическая реакция развивается так быстро, что скорая помощь может и не успеть.
Именно поэтому EpiPen и стал так популярен. С его помощью любой человек в состоянии сделать себе инъекцию при первых симптомах анафилактического шока.
Однако после проведенного недавно в штате Западная Вирджиния расследования конгрессмен Элайджа Каммингс обвинил фармацевтический гигант Mylan в мошенничестве.
За период с 2007 по 2016 год цена на EpiPen повысилась на 500% без каких-либо видимых оснований.
Если в 2007 году инъектор можно было приобрести за $100, то теперь его цена достигает $608. В ответ на негативную реакцию общественности Mylan выпустил на рынок более бюджетный вариант — EpiPen стоимостью $150, но и этот поступок компании был воспринят в штыки. Как сообщает NBC News со ссылкой на медицинских экспертов, себестоимость инъектора не превышает $30. Тем более что сам адреналин известен уже более 100 лет и не подлежит патентированию. Кстати, исполнительный директор компании Mylan Хизер Бреш — дочь сенатора от штата Западная Вирджиния Джона Манчина.
В интервью MIT Technology Review эксперт Джейми Кондлифф объяснил, почему цена на EpiPen настолько завышена.
«Патент Mylan на автоматическое инъекционное устройство действует до 2025 года. Поэтому другим медицинским компаниям пришлось бы придумать устройство, решающее те же самые задачи, что и EpiPen, но каким-то другим способом. Компании опасаются, что такое новое устройство будет работать ненадежно, к тому же продвижение новых товаров на фармацевтическом рынке — это чрезвычайно сложный процесс».
Между тем совсем недавно биохакеры из объединения Four Thieves Vinegar продемонстрировали,
что любой желающий буквально своими руками может собрать действующий аналог EpiPen всего за $35.
Свой инъектор «уксусные воры» назвали EpiPencil. На сайте объединения выложена подробная видеоинструкция, как собрать и как применять новый автоматический инъектор. «Мы получали множество сообщений с просьбой сделать что-то похожее на EpiPen, ну мы и сделали», — сказал Майкл Луфар, один из участников коллектива биохакеров.
Кстати, по образованию Луфар математик и имеет степень по математике Городского университета Нью-Йорка. EpiPencil собирается всего за пару минут из полностью готовых и имеющихся в продаже компонентов. Единственное его отличие от дорогого аналога заключается в том, что людям приходится самим отмерять дозу адреналина. Кстати, название коллектива — это отсылка к средневековой легенде о четырех ворах, которые могли грабить жилища умерших от чумы людей и при этом не заражаться опасным заболеванием.
Противники EpiPencil замечают, что эта технология не проходила клинические испытания, поэтому ею опасно пользоваться. Однако собираемый своими руками инъектор дает шанс на выживание многим людям, кому просто не по карману EpiPen за $600.
В России и на территории бывшего СССР при анафилаксии долгое время применялся преднизолон, а адреналин считался препаратом второй очереди. Однако сейчас в аптеках появляется и EpiPen. Цена за один тюбик колеблется в пределах 7–8 тыс. руб.
Накануне глава компании Бреш предстала перед законодателями в конгрессе США.
«Если ваш сок стоит доллар (стоимость одной дозы адреналина), а вы продаете его за 600, то вы остаетесь немного в выигрыше», — с иронией заметил конгрессмен из Юты Джейсон Чаффетц. Во время жесткого спора с главой компании он заявил, что не верит заявлениям фирмы, что с продажи каждого инъектора продавцы имеют выгоду всего $50. «За последние пять лет пять ваших топов получили порядка $300 млн», — сказал конгрессмен.
«После наших пинков они сядут в свои частные бизнес-джеты и будут смеяться всю дорогу домой», — заявил другой конгрессмен, Элайджа Каммингс.