— Многие считают Древний Египет просто исчезнувшим государством, но, вообще-то, это цивилизация, просуществовавшая тысячи лет. Мы знаем, что было Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, а насколько они друг от друга отличались? В частности, в плане языка и религии?
— Древний Египет — это несколько тысячелетий истории. От начала III тысячелетия до новой эры, когда на основе многовекового развития культур и городов сложилось единое египетское государство, и вплоть до IV века новой эры, когда была сделана последняя надпись египетским иероглифическим письмом. С одной стороны, Египет за это время, конечно же, менялся: у каждой эпохи был свой стиль, свои достижения, свои особенности.
С другой стороны, на протяжении всех тысячелетий тщательно оберегалась египетская национальная, и прежде всего религиозная, культура, которая, несмотря на все изменения, строилась по тем же принципам, опиралась на те же осевые моменты.
Это божественная природа царской власти, чрезвычайный интерес к сущности, судьбе и предназначению человека, комплекс представлений об избранности египетской культуры, которая в своей основе была достаточно сильно закрыта от иноземцев, размышления о времени, вселенной, роли человеческой культурной памяти, которые во многих аспектах значительно превзошли аналогичные поиски других древних цивилизаций.
Египет очень узнаваем отчасти и потому, что его система изобразительности выработала схемы, жившие много веков: царя, побивающего в классической позе врагов булавой, вы встретите и на заре египетской истории, и на стенах последних египетских храмов. Менялся контекст, усиливалось инокультурное влияние, разрабатывались технологии. А то, что условно можно назвать кодом культуры, обогащалось, не теряя при этом узнаваемости, собственной идентичности. Именно в Египте учились почти все выдающиеся античные философы. Сюда, на берега Нила, потом шли паломники, путешественники, ученые и коллекционеры. С одной стороны, Египет потрясал их всех, с другой — часто заставлял задуматься о том, насколько актуально до сих пор наследие прародины человеческой цивилизации, истоки которой лежат в Египте и Шумере.
— Археологи часто сообщают об обнаружении новых «потайных камер» в гробнице Тутанхамона, об открытии древних папирусов, рассказывающих о подробностях строительства пирамид. Каких открытий нам ждать в ближайшее время?
— История о том, что в гробнице Тутанхамона, возможно, есть дополнительные помещения, скрытые под росписями стен погребальной камеры, всколыхнули всю мировую общественность еще в начале года. Эксперт с мировым именем Хирокацу Ватанабэ завершил георадарные исследования стен гробницы и грунта вокруг с нее с отличным результатом: были уточнены те места, где, скорее всего, есть эти помещения. Высказывалось также обоснованное предположение, что радар указывает на скопления металла в этих «камерах». Однако затем новое сканирование, проведенное американскими специалистами, не подтвердило первые данные, новый министр по делам древностей стал двигаться вперед в деле изучения гробницы чрезвычайно медленно, чтобы ни в коем случае не допустить повреждения уникального памятника.
Осенью гробницу ждет новое сканирование, и на основании него будет принято решение о возможном сверлении одной из ее расписанных стен.
За ней может оказаться дополнительное помещение, гипотезу о существовании которого выдвинул выдающийся британский египтолог Николас Ривз, со статьи которого и началась вся суета в Долине Царей. Сейчас же нужно дождаться следующего этапа работ.
Находка папирусов в Вади эль-Джарфе, близ Красного моря, не менее интересна. Тексты XXVI века до новой эры сохранили не только имена царя Хуфу, но и подробный отчет чиновника Мерера о том, как он и его команда три месяца участвовали в поставке блоков на строительство царской пирамиды, причем описания показывают, насколько продуманными с административной точки зрения были все рабочие процессы. Сейчас папирусы демонстрируются на специальной выставке в Египетском музее в Каире. Напомню: это древнейшие египетские папирусы с текстами, которые найдены, однако, конечно, были и более древние свитки, мы знаем их из упоминаний. Кроме того, чистые листы папируса для письма были найдены в гробнице Хемака, придворного царя Дена, который жил на заре египетской государственности в XXIX веке до новой эры. Всему этому предшествовали сложный путь Египта к формированию государства и медленное становление его культуры на протяжении всего IV тысячелетия до новой эры.
— В России действительно существует огромное количество легенд и предрассудков, связанных с Древним Египтом. Тут причина в отсутствии нормальной популяризации или в массе лжеученых, громогласно заявляющих о том, что пирамиды не могли построить обычные люди?
— Да, ситуация с египтологией в России очень тяжелая. К сожалению, большая часть важнейших исследований, связанных с Египтом, делается за рубежом и публикуется там же.
Из-за жадности издателей русскоязычный читатель должен ограничиваться в основном низкоквалифицированными переводами книг, которые увидели свет в начале XX века, часто издатели просто не указывают год первого издания книги, а магазины ставят на этот сомнительный продукт табличку «бестселлер».
Мы, увы, очень отстали от Европы, нужно срочно наверстывать упущенное. Это чрезвычайно обидно, ведь в начале XX века российская школа была одной из сильнейших в египтологии. Низкий уровень знаний, в свою очередь, порождает недостаточную способность аргументированно противостоять многочисленным шарлатанам, которые, преследуя чаще всего банальные экономические интересы, паразитируют на доверчивых. Отдельный источник проблем — изолированность и немногочисленность профессиональных египтологов в России, недобросовестная конкуренция, достаточно низкий общий уровень специальности в стране. Качественной популяризацией у нас занимаются единицы, и совсем немногие обладают не только знаниями, но и способностью донести эти знания до широкой общественности.
Порой косноязычное и алогичное выступление ученого способно нанести представлениям о египтологии даже больший вред, чем устаревшие книги. Однако энтузиасты своего дела есть везде, поэтому прорываемся, как можем. Мы с моими коллегами не только выпустили первую российскую энциклопедию «Древний Египет», но и много лет читаем в России публичные лекции, поскольку это самый быстрый способ донести до людей новые данные науки, ответить на насущные вопросы. В прошлом году мы открыли новую, юбилейную экспозицию старейшей в нашей стране коллекции древнеегипетского искусства в ВОХМ им. И.Н. Крамского в Воронеже, организовали там полноценный научно-просветительский фестиваль, потому что, по моему мнению, наука в России должна активно идти в регионы.
В 2012 году мы открыли в Москве первую библиотеку по египтологии. Несколько тысяч книг на шести языках ждут всех желающих в библиотеке им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО.
Конечно, основная часть раритетов доступна только в стенах библиотеки. Это и огромные фолианты XVIII века с изображениями древностей из коллекций монарших семей Европы из личной библиотеки выдающегося русского египтолога О.Д. Берлева, и новейшие научные издания, которые мы привозим из Европы и Египта благодаря нашим меценатам и друзьям. Здесь же с осени и до конца весны проходят лекции, работают курсы древнеегипетского языка.
— Вы наверняка постоянно сталкиваетесь с различными заблуждениями на тему Древнего Египта. Какое из них вы назовете самым нелепым?
— Заблуждений очень много. Вспомню хотя бы пару фактов о Великом сфинксе Гизы. Памятник поразительный, он был объектом культа еще при фараонах, а начиная с XV века до новой эры в святилище «Сетепет» («Избранное») меж его лап проводились эпизоды царских коронаций.
Первая глупость — это невероятные фантазии о его изначальном внешнем облике в среде эзотериков, которые не знают или не хотят знать, что подробные изображения сфинкса, каким он был в древности, сохранились на массе стел, которые ему посвящали сами древние египтяне, считая его могучим защитником.
Второе заблуждение — это эрозия, которой повреждено его тело. Она ветряная, а вовсе не водная. Следы такой же ветряной эрозии есть не только на сфинксе, но и на окружающих его гробницах некрополя. Специальные исследования на этот счет в конце XX века проводили геологи из «Шелл Интернэйшнл», однако кое-кто как оглашенный продолжает кричать про Атлантиду и подземелья под сфинксом, набитые тайными знаниями. Нет, и эта гипотеза ложная, под ним нет подземелий: он стоит на очень низком участке плато, на глубине 2 м под ним вода, которую специально откачивают, чтобы растворенная в ней соль не погубила колосс, подробнейшие исследования японских специалистов показали, что никаких камер под сфинксом нет. Впрочем, кому-то важнее вера, нежели реальные данные науки.
Печально, что у нас подобную безграмотную веру подпитывают и государственные каналы, которым рейтинг подчас важнее качества предоставленной информации. Скажу по своему опыту как эксперт-египтолог, многие годы работающий с СМИ: практика, когда из записанного интервью вырезаются фрагменты и монтируются вперемешку с голосом «от автора», рассказывающего очередную псевдонаучную блажь, отвращает от сотрудничества с журналистами даже самых терпеливых экспертов. Нужна продуманная и продуктивная политика государства, направленная на распространение и популяризацию качественной научной информации через ведущие государственные СМИ.
У нас же «про Атлантиду», «бетонные пирамиды» и «фрезу в древности» стал вещать даже канал «Культура», что я считаю невероятным падением и позором.
Следы этого невежества мы будем выкорчевывать еще не одно десятилетие.
— Если молодой человек или девушка интересуются Древним Египтом и хотят заниматься этой темой серьезно, с чего начать? И от каких ошибок вы бы предостерегли юных любителей сфинксов и пирамид?
— Сразу скажу: египтология — специальность очень сложная, она требует чрезвычайного трудолюбия, усидчивости и постоянства в усилиях. Кроме того, надо понимать, что зарабатывать на жизнь, будучи египтологом, вы сможете, только если сначала неустанным трудом наработаете яркое профессиональное имя. С самого начала надо сделать упор на изучение европейских языков — это откроет вам огромный мир знаний. Параллельно надо читать как можно больше хороших книг — поверьте, в интернете есть совсем не все, а скорее — малая толика.
По мере изучения темы вы быстро научитесь отделять зерна от плевел, науку от псевдонауки, реальное исследование от блажи, даже если эту блажь и пишет человек с ученой степенью, что у нас не редкость.
Чем больше вы будете ориентироваться на новейшие зарубежные исследования, тем лучше. Уже имея эту базу, нужно начать изучение древнеегипетского языка, хотя пока в России это возможно только в Москве и Санкт-Петербурге.
Наработав знания, нужно задуматься о поездке в Египет, причем забыв о морских курортах и туристских резервациях. Лучше всего организовать поездку в страну в небольшой группе единомышленников, приготовившись к тому, что путешествие будет ориентировано на памятники археологии и довольно большие средства вы потратите только на входные билеты в гробницы, храмы и музеи.
Далее. Египтология — комплексная дисциплина, а значит, вам придется не только хорошо знать памятники материальной культуры Египта, но и переводить надписи и интересоваться антропологией, религиоведением, смежными научными дисциплинами. Научному руководителю проще направить вас в узкое русло профессиональной темы, «забыв напомнить», что, помимо нее, без широкой панорамы профессиональных знаний вы как египтолог никому не нужны и не интересны.
Если вы лихо переводите египетские тексты, но не разбираетесь в египетском погребальном ритуале или теологии, грош вам цена.
У нас до сих пор нет в вузах специальности «египтология». Поэтому вас ждут история Древнего мира, филология или история искусства Древнего мира. Нужно не бояться отстаивать свое мнение, не соглашаться работать в условиях «цеховой стабильности», часто идти против ветра и понимать, что старшие коллеги отнюдь не всегда правы. Трудностей, как вы видите, много, однако все это вторично: если вы действительно хотите добиться цели и заниматься в жизни тем, что вам дорого, у вас обязательно получится.