Ежегодно после подведения итогов организаторы акции по проверке грамотности «Тотальный диктант» делятся примерами самых распространенных ошибок и забавных ляпсусов. Это совсем не означает, что они желают посмеяться над участниками. По мнению оргкомитета акции, чужие ошибки, напротив, заставят еще раз обратиться к словарям и справочникам. К тому же ТД проводится анонимно, и каждый из участвующих имеет право не ставить своего имени под диктантом или придумать псевдоним.
В 2016 году текст для «Тотального диктанта» сочинял детский писатель Андрей Усачев, известный как автор книги «Малуся и рогопед» и сценария к мультфильму «Ку! Кин-дза-дза». Усачев рассказал, что просматривал тексты прошлых лет и они показались ему действительно сложными.
Автор, пишущий для детей, обещал сделать свое сочинение нетрудным и легко воспринимаемым на слух.
На деле все оказалось не так просто. Текст «Тотального диктанта» этого года был посвящен древним цивилизациям. Участники в разных частях света, над землей и под водой записывали за чтецами краткие сведения из истории античного театра, восточной письменности и Олимпийских игр. Как стало известно позднее, древние греки подвели участвовавших в акции больше всего. Например, некоторым из писавших по душе оказались «древние римляны», поэтому в своих текстах они упорно заменяли греков на патрициев. А один из участников решил, что речь идет о династии римских Крациев, которые сыграли не последнюю роль в олимпийском движении, и озаглавил текст «Крации в истории Олимпийских игр». Как оказалось, написание «в крации» вместо положенного «вкратце» не редкость, и интернет пестрит подобной ошибкой. Эллинов заменяли не только на римлян, но и на ранее неизвестных «элейнов» или «эльвинов». Последние, как записали участники, выступали за то, чтобы Олимпийские игры проводились не ежегодно, а «для животных». Досталось и античным богам, которых переселили со священной горы Олимп на территорию Китая.
Участники заставили их наблюдать за состязаниями «не из поднебесья», а «из Поднебесной».
Судя по предъявленному проверявшими списку, скорее всего, немалая доля ошибок возникла из-за того, что участники плохо расслышали оригинальный текст, а потом сами пытались додумать недостающие слова. Корреспондент отдела науки «Газеты.Ru», который два года подряд ходил на «Тотальный диктант» проверять свою грамотность и каждый раз получал «четверку» за неправильно расставленные запятые, рассказывает, что участники часто просят читать помедленнее или повторить предложение еще раз, а нередко открыто жалуются на плохую дикцию чтеца. Тексты зачитывают в микрофон, который не всегда работает исправно. Вероятно, именно из-за плохой слышимости участники заменяли «воинов» на «буйных», «прекращение войны» на «перекрещение», а также изобретали новые лексические единицы.
Вышло, что первые олимпийцы строили «порно-ложные трасы» на «Видовых оренах» и использовали «скорбьинвентарь», а самых лучших награждали «аллавром», который, между прочим, «ценился как навес с золотом».
А ведь и правда: кто их там разберет, этих древних греков?
Среди ошибок встретились и такие, которые были допущены, как говорят, «по Фрейду». В своем тексте Андрей Усачев объяснял, почему атлеты соревновались обнаженными: «чтобы богатые не побеждали бедных» только из-за хорошей экипировки, все игроки были поставлены в равные условия. Сегодня, спустя много веков после античных игр, один из участников «Тотального диктанта» обратился с призывом, «чтобы богатые не обижали бедных».
И все же большая часть ошибок действительно показывает невысокий уровень грамотности. Среди самых проблемных мест — неправильное написание приставок пре- и при-, суффиксов -ащ/-ящ, -ущ/-ющ в причастиях, количество «н» на стыке корня и суффикса и падежные окончания. Не лишним будет повторить и правописание словарных слов, например «каллиграфия» или «перипетия». Также замечено, что достаточно часто писавшие заменяли положенную «а» на «о» в следующих словах: «азарт», «арена», «атлеты», «баталия». Как рассказывают организаторы, в пунктуации больше всего затрудняет постановка знаков препинания при передаче прямой речи.
По мнению Людмилы Ершовой, учителя русского языка с 50-летним стажем из Санкт-Петербурга,
проблемы с грамотностью — родом из детства.
«Сейчас детей с первого класса приучают к заданиям в форме тестов, — комментирует педагог. — Школьники к ним привыкают, причем ответы отмечают почти всегда наугад. Написать пару предложений для них — это непосильный труд. Кроме того, дети мало читают — все это вместе приводит к тому, что в старших классах у них возникает множество проблем, в том числе и с грамотностью».
Что тотального в диктанте?
Впервые «Тотальный диктант» провели в 2004 году среди членов «Глум-клуба», студентов гуманитарных факультетов Новосибирского государственного университета (НГУ). С каждым годом количество желающих попробовать свои силы в правописании стремительно росло. Вскоре флешмоб перешел границы Новосибирска, а затем и всей страны. Сейчас «Тотальный диктант» проводят в Европе и Азии, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии. В последнее время стали появляться предложения переименовать акцию.
Некоторых общественных деятелей не устраивает слово «тотальный» в названии, так как оно вызывает неприятные ассоциации.
Организаторы ТД от переименования пока отказываются.
Для первого диктанта выбрали знаменитый отрывок из романа Льва Толстого «Война и мир», в котором описывается, как ободрился князь Андрей Болконский после встречи с зеленеющим дубом. С 2010 года организаторы просят популярных писателей сочинить оригинальный текст специально для «Тотального диктанта». В разные годы авторами были Борис Стругацкий, Дмитрий Быков (признан в РФ СМИ-иноагентом), Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Дина Рубина.
Организаторы выбирают и «диктаторов» — так они называют людей, которые читают тексты на площадках проведения акции. Обычно «диктаторами» становятся известные актеры, телеведущие, музыканты, а в этом году питерцы записывали текст за виртуальным героем пушкинской сказки — Котом ученым.
На базе НГУ действует специальная группа, которая сначала готовит методические рекомендации писателям по будущим текстам, а затем тщательно анализирует допущенные ошибки, пытаясь определить динамику уровня грамотности среди населения.
Постоянно встречающиеся однотипные ошибки у разных групп населения — повод задуматься об изменении языковой нормы.
В последнее время на многих площадках за несколько дней до проведения акции устраиваются специальные подготовительные занятия, чтобы помочь будущим участникам снизить количество возможных ошибок. В этом году из 146 тыс. человек, принявших участие в акции, оценку «отлично» получил только 1%.