В 1843 году американский автор Эдгар Аллан По написал новеллу «Золотой жук». В произведении речь идет о поиске сокровищ, а действие рассказа происходит в окрестностях форта Самтер, где спустя 18 лет начнется сражение, послужившее формальным предлогом для начала Гражданской войны в США.
Или свобода, или рабство
«США не могут постоянно быть полурабовладельческими и полусвободными», — заявил в феврале 1860 года Авраам Линкольн, будучи на тот момент одним из лидеров Республиканской партии. Будущий президент добавил, что полная победа сторонников или противников рабства неизбежна.
Уже в то время лидеры Юга обсуждали, что в случае, если Линкольн возглавит США, южным штатам придется отделиться от Севера. 6 ноября 1860 года будущий освободитель американских рабов все-таки стал президентом. Пытаясь успокоить южан, Линкольн написал его лидерам: «Действительно ли население Юга испытывает опасения, что республиканская администрация намерена прямо или косвенно вмешаться в жизнь его рабов и его самого?
Если это так, то хочу заверить вас, что для подобных опасений нет оснований».
Южане не поверили Линкольну и вскоре объединились в Конфедеративные Штаты Америки (КША), а затем объявили о выходе из состава страны и о том, что узаконивают рабство на своих территориях. Изначально в состав КША входили Южная Каролина, Миссисипи, Флорида, Алабама, Джорджия, Луизиана и Техас. Президентом Конфедерации стал Дэвис Джефферсон — сын фермера, чье детство прошло на хлопковых плантациях в Миссисипи и Луизиане. Вице-президентом был назначен Александр Стивенс, о котором газеты Севера будет писать как о «сильнейшем человеке на Юге» (интересно, что при этом политический деятель всегда выглядел очень болезненным и на протяжении всей жизни весил менее 50 кг).
Избежать войны не получится
В своей инаугурационной речи Авраам Линкольн назвал отделение южан «юридически ничтожным», а также предупредил, что США могут применить силу для сохранения своего контроля над сбором налогов и федеральной собственностью. В ответ на это лидеры Юга составили декларацию, в которой предложили заплатить за конфискованное федеральное имущество и заключить мирное соглашение с США. Декларация была отправлена в Вашингтон.
Ознакомившись с текстом документа, Авраам Линкольн не захотел вступать в переговоры с послами «нелегитимной» Конфедерации. К тому моменту уже было понятно: несмотря на все мирные заявления, избежать войны не получится.
Примерно в это же время власти Южной Каролины прекратили поставки продовольствия федеральному гарнизону в форте Моултри. Командующим форта был майор Роберт Андерсон — бывший сослуживец Авраама Линкольна, о котором коллеги отзывались следующим образом: «Он был убежденным сторонником рабства, тем не менее он был против сецессии и южан-экстремистов».
Андерсон принял решение перевести свой гарнизон из форта Моултри в Самтер — форт, расположенный в Южной Каролине. Возмущенные южане заявили, что действия майора являются незаконными.
«Наше правительство не собирается нападать на вас»
«Мы не враги, но друзья. Мы не должны быть врагами, — взывал к южанам Авраам Линкольн. — В ваших, а не в моих руках, мои недовольные соотечественники, важный вопрос о гражданской войне. Наше правительство не собирается нападать на вас. У вас не возникнет никаких конфликтов, если вы сами не станете агрессорами. Вы не давали клятвы Господу уничтожить это правительство, а я даю, и самую священную, — сохранить, защитить и оборонить его».
Южане вновь не вняли словам президента и 12 апреля 1861 года в 3.20 сообщили, что огонь по форту Андерсона будет открыт через час. Конфедерация сдержала слово — и около 4.30 над фортом Самтер разорвался мортирный снаряд, сигнализирующий о начале обстрела.
По Самтеру ударили орудия фортов Джонсон и Моултри, но форт Андерсона не отзывался в течение почти трех часов.
Первый выстрел с Самтера был совершен только около 7.00 — его произвел офицер армии США Эбнер Даблдей, который широко известен как создатель бейсбола (хотя его вклад оспаривается многими спортивными историками).
Стрельба продолжалась 34 часа, а 13 апреля в 14.00 Андерсон согласился на перемирие. На следующие сутки гарнизон сдал форт — флаг форта майор увез с собой на Север. «Защищал форт Самтер в течение 34 часов, пока казармы не были полностью сожжены, главные ворота разрушены огнем, стены тыльной казармы форта серьезно повреждены, пороховой погреб окружен пламенем, а его дверь заблокирована в результате прямого попадания снаряда; при этом осталось лишь четыре бочонка и три заряда пороха, — сообщал Андерсон. — Не сохранилось никакого продовольствия, кроме свинины. Я принял условия эвакуации, предложенные генералом Борегаром, аналогичные тем, которые он предлагал 11-го числа, еще до начала столкновения».
Во время почти двухдневной перестрелки никто из солдат не был убит, а первая смерть наступила в результате салюта в 100 залпов в честь флага США, который решил дать Андерсон. Один из залпов взорвал штабель зарядов, убив двух солдат — Дэниэля Хоу и Эдварда Гэлуэя.