От псевдонауки — к созданию теста на интеллект
В марте 1916 года в немецкой семье актеров немого кино родился Ганс Юрген Айзенк — будущий ученый-психолог и один из лидеров биологического направления в психологии. В юности Айзенк сильно увлекался астрологией, в особенности составлением гороскопов.
Известно, что молодой человек даже отправлял гороскопы лидерам нацисткой партии Германии.
Любовь к псевдонауке вскоре погасла — и спустя несколько лет Айзенк эмигрировал в Англию, где поступил на факультет психологии. Став доктором философии и социологии, Ганс занялся многочисленными исследованиями — в частности, он изучал психологические различия между представителями различных рас. «Когда я только начал заниматься психологией, она была совершенно дефективной. Сейчас ее репутация благодаря моим работам полностью восстановлена», — говорил о себе ученый.
Вскоре Айзенк создал тест на IQ, который до сих пор остается одним из самых популярных в мире (с одним из них, например, можно ознакомиться по этой ссылке).
Интересно, что в 1971 году, во время одной из публичных лекций, психолога закидали яйцами за заявление, будто IQ африканцев в среднем на 15 пунктов ниже, чем у белых, из-за особенностей генокода.
От чего зависит интеллект
На самом деле первым идею создания интеллектуальных тестов выдвинул не Айзенк, а английский ученый сэр Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что умственные способности передаются от родителей к детям. Однако на сегодняшний день доказано, что помимо генетики на уровень IQ влияют множество факторов: возраст, питание, социальная среда.
А недавно группа датских ученых выяснила, что болезни, вызванные проникновением в организм патогенных микробов, вирусов и прионов, могут негативно влиять на когнитивные способности людей, что выражается в снижении показателя их IQ. Исследователи доказали, что чем больше человек перенес инфекционных заболеваний, тем сильнее падает его коэффициент интеллекта.
А другая группа ученых выяснила, что работа мозга улучшается при регулярном сексе.
По мнению специалистов из Университета штата Мэриленд, секс стимулирует образование новых нейронов в гиппокампе — отделе мозга, который играет ключевую роль в механизмах памяти. Ученые даже провели интересный эксперимент, во время которого крысы из первой группы занимались сексом по 30 минут в день, а другой группе крыс не разрешали предаваться любовным утехам вообще. В результате выяснилось, что у сексуально активных грызунов процесс образования нейронов протекал намного интенсивнее.
Впрочем, положительный эффект прекращался, как только секс переставал быть регулярным.
Стивен Хокинг и Гомер Симпсон
Многие ученые скептически относятся к тестам на IQ и считают, что им доверять нельзя. Например, английский физик-теоретик и популяризатор науки Стивен Хокинг неоднократно заявлял, что ему совершенно не интересен уровень своего IQ. При этом в обществе давно сложился миф, что коэффициент интеллекта Хокинга — один из самых высоких в мире. Эта тема поднимается, в частности, в одном из эпизодов сериала «Симпсоны». По сюжету, интеллектуалы начинают спорить друг с другом, кто из них гениальнее, — но тут на сцене появляется Хокинг и надменно заявляет, что недоволен ими всеми.
Кстати, в конце серии Стивен спасает Лизу от смерти с помощью своего суперкресла, а еще крадет у Гомера идею пончикообразной Вселенной.
По мнению Станислава Дробышевского, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, «тестам на IQ верить нельзя, потому что, во-первых, нет нормального определения интеллекта и, соответственно, меры его измерения, а во-вторых, такие тесты оценивают только близость проверяемого к проверяющему».
Лучше, чем ничего
По интернету давно гуляет следующая шутка: «высокие показатели теста Айзенка свидетельствуют не об интеллекте человека, а лишь о его способности хорошо проходить тесты на коэффициент интеллекта». А еще во всемирной паутине существует множество баек о некоем обществе, объединяющем людей с высоким IQ.
С этим обществом связано огромное количество теорий заговора — а на самом деле это всего-навсего благотворительная организация, занимающаяся просветительской деятельностью.
Впрочем, ученые считают, что оценить интеллектуальные способности все-таки можно. «Английский психолог Чарльз Спирман (тот самый, который больше всего известен разработкой статистического теста ранговой корреляции) сделал наблюдение, что у людей способности в различных, казалось бы, не связанных друг с другом областях положительно скоррелированы, — комментирует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН Александр Панчин. — Грубо говоря: способный человек способен во многом. Спирман предположил, что есть некий фактор, хорошо характеризующий общую мыслительную способность человека. Этот фактор был впоследствии назван «g-фактор».
Позже выяснилось, что «g-фактор» в значительной степени наследуемый признак, связан с размером некоторых отделов мозга и некоторыми другими биологическими показателями, а измерения этого фактора хорошо предсказывают успехи в образовании, трудоустройстве и других сферах социальной деятельности.
При этом «g-фактор» стабилен в различных популяциях, при использовании различных тестов. Нужно при этом понимать, что, конечно, одно единственное число не может абсолютно точно отражать уровень интеллектуального развития человека, что есть множество других немаловажных факторов. Но на данный момент использование «g-фактора» для объективной оценки интеллектуальных способностей людей мне видится наиболее перспективным подходом. Лучше, чем ничего».