Немного истории
Первая вакцина в истории человечества была создана английским врачом Эдвардом Дженнером, который 14 мая 1796 года привил мальчику коровью оспу — болезнь, неопасную для человека. Коровья оспа оставляла на коже рук человека лишь едва заметные следы пузырьков, однако, как показывали наблюдения, «человеческой» оспой этот человек уже не заболевал.
Спустя полтора месяца после вакцинации Дженнер ввел мальчику вирус натуральной оспы — и ребенок действительно остался здоров.
Однако в этом случае успех врача стал возможен лишь потому, что оспа существует в двух формах, одна из которых действительно безопасна для человека. Создать полноценную вакцину путем ослабления других вирусов и приготовить из них препараты для прививок удалось лишь спустя сто лет. Сделал это Луи Пастер, который в 1881 году создал прививку против сибирской язвы, а в 1885 году — против бешенства.
Как прививают сейчас
В настоящее время в России вакцинация проводится в рамках Национального календаря профилактических прививок. В течение первых нескольких недель или даже дней родителям родившегося в России ребенка предлагается сделать младенцу несколько так называемых детских прививок. Первая — от гепатита В — делается, когда новорожденному исполняется 12 часов, а повторяется она в возрасте одного месяца и полугода. С третьего по седьмой день жизни ребенка прививают вакциной БЦЖ (бацилла Кальметта — Герена), которая защищает от туберкулеза. В три месяца ребенок получает либо одну прививку (под названием «тетракок»), либо две: вакцину АКДС (против коклюша, дифтерии и столбняка), а также вакцину от полиомиелита. Эти прививки также повторяются в более позднем возрасте. В возрасте одного года наступает время делать одну комбинированную прививку от кори, краснухи и паротита (известного также под названием «свинка»).
Иногда возникают случаи, когда вакцинация несет за собой негативные, а иногда даже трагические последствия, вплоть до гибели ребенка. Обычно такие ситуации широко освещаются в СМИ и влекут за собой проверки в больницах и наказание виновных врачей, однако вопрос о том, насколько прививки безопасны, остается открытым.
Выступающие против прививок родители обычно руководствуются следующими аргументами:
прививки убивают «врожденный иммунитет» ребенка, они создаются на основе живых вирусов, а значит, могут повредить организму. Противники вакцины БЦЖ утверждают, что риск заболеть туберкулезом во многом зависит от условий жизни ребенка:
так, развитые европейские страны (Франция, Германия, Бельгия, Австрия, Италия, Испания и другие) отказались от обязательной вакцинации против туберкулеза, прививая лишь детей из низших социальных слоев — групп риска. Впрочем, не стоит забывать, что Национальные календари прививок в этих странах тоже существуют: так, в Великобритании и США календарь предполагает вакцинацию от 14 заболеваний, во Франции и Германии — от 12. От стольких же болезней прививают и в России: в наш календарь включены вакцины против 12 инфекционных заболеваний (туберкулез, гепатит В, пневмококковая инфекция, дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гемофильная инфекция, корь, краснуха, паротит, грипп).
Какие могут быть осложнения?
Неблагоприятные состояния, возникающие после вакцинации, могут быть разными по тяжести: от непродолжительной лихорадки, головной боли, тошноты или покраснения в месте инъекции до вакциноассоциированного полиомиелита после применения живой полиовирусной вакцины. «Побочные реакции и осложнения у вакцинированных возникали от момента появления вакцинопрофилактики и до наших дней, — комментирует Айдар Ишмухаметов, директор ФГУП «Предприятие по производству бактерийных и вирусных препаратов Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова РАМН».
— Эти эпизоды возникают из-за проблем с созданием вакцинных препаратов, связанных с недостаточным развитием биомедицинских технологий производства и контроля, недостаточными знаниями о природе возбудителя. Кроме того, осложнения могут возникать из-за индивидуальных особенностей организма вакцинируемого, о которых не знали прежде».
Впрочем, серьезные последствия, такие как вакциноассоциированный полиомиелит или осложнения после прививки БЦЖ от туберкулеза, чрезвычайно редки. Так, в случае с БЦЖ причинами осложнений являются биологические свойства самого штамма, а также нарушения техники введения вакцины и неправильный отбор детей на вакцинацию. По словам Айдара Ишмухаметова, «анализ причин осложнений, которые возникали при использовании вакцины БЦЖ в России, показал, что у детей с осложнениями после вакцинации в 77,3% случаев сопутствующая патология была еще до прививки.
У детей с осложнениями, развившимися после ревакцинации, в 67% случаев выявлено нарушение техники внутрикожного введения вакцины. Использование вакцины БЦЖ-М снизило риск возникновения осложнений в два раза.
Число осложнений на 100 тыс. привитых в настоящее время колеблется от 0,028% при первичной вакцинации до 0,004% после второй вакцинации. Все осложнения носили в основном местный характер: так, генерализованная БЦЖ-инфекция встречалась лишь в 0,2 случая из 100 тыс».
Несмотря на то что туберкулез действительно распространен в основном в странах с неблагоприятными условиями жизни, не стоит забывать, что Россия, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), все же находится в группе риска:
Если говорить о вакциноассоциированном полиомиелите, то, по данным ВОЗ, частота его возникновения составляет примерно один случай на 2,7 млн первых доз вакцины. Обзор данных разных стран мира о случаях этого заболевания позволил оценить
риск его возникновения как 4,7 случая на 1 млн новорожденных, вследствие чего в мире ежегодно должно возникать примерно 498 случаев вакциноассоциированного полиомиелита. В России в период с 1998 по 2005 год этот показатель составил один случай на 1,6 млн доз вакцин.
Успешно снижать частоту возникновения этого осложнения помогает использование инактивированной полиомиелитной вакцины (ИПВ). Она отличается от живой вакцины тем, что содержит не ослабленный живой вирус, а убитый. При этом в организме привитого ИПВ ребенка формируются соответствующие антитела, однако сам вирус не размножается. В США после перехода на вакцинацию только с помощью инактивированной вакцины в 2000 году не было зарегистрировано ни одного случая вакциноассоциированного полиомиелита.
В России после введения первичной вакцинации с помощью ИПВ в 2008 году ежегодное количество случаев подобных осложнений снизилось в 5,9 раза. Впрочем, в 2011 году Минздрав вновь вернул живую вакцину в Национальный календарь прививок — используется она теперь на третьем этапе вакцинации детей. Эксперты ВОЗ отмечали, что это нецелесообразно, так как устойчивый иммунитет формируется уже после первых двух (инактивированных) прививок от полиомиелита.
Может ли прививка быть безопасной?
«Современная вакцинопрофилактика опирается на концепцию безопасной иммунизации.
Безопасная иммунизация — это интегрированный показатель, который свидетельствует о применении качественных, эффективных, безопасных вакцин и безопасного инструментария для их введения, а также о правильной организации системы вакцинопрофилактики.
Она включает в себя обеспечение сохранности и качества вакцин при транспортировке, хранении и применении, порядок и условия проведения иммунизации (место проведения иммунизации, отбор пациентов с учетом медицинских противопоказаний, подготовку вакцинного препарата для введения) с учетом действующих нормативных документов, а также обеспечение безопасности медицинского работника и населения при проведении иммунизации и даже порядок расследования поствакцинальных осложнений» — так ответил Айдар Ишмухаметов на вопрос о том, как можно сделать прививку более безопасной.
Кроме того, несмотря на существующий риск осложнений, вакцинация по-прежнему остается самым эффективным способом борьбы с инфекционными заболеваниями. Так, согласно опубликованному ВОЗ в 2011 году Плану глобальных действий по иммунизации на 2011–2020 годы, прививки способны эффективно контролировать распространение 25% инфекций.
По данным «Краткого отчета об иммунизации» ВОЗ и Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) за 2007 год, благодаря вакцинации против четырех болезней — коклюша, дифтерии, столбняка (КДС) и кори — за год было предотвращено более 2,5 млн случаев смерти во всех возрастных группах.
В настоящее время ведутся разработки вакцин от таких заболеваний, как лихорадка Эбола и ближневосточный респираторный синдром (вызываемый вирусом MERS). Кроме того, ученые ведут разработку вакцин, помогающих организму бороться с вирусом иммунодефицита человека и даже некоторыми видами рака. Статьи об этом были опубликованы в престижных научных журналах PNAS и Science.
Ответ противникам прививок
«Антипривовочное лобби, действующее во всем мире, опирается на ряд мифов об опасности вакцинации, — комментирует Айрат Ишмухаметов. — Один из них —
миф о высокой частоте и тяжести поствакцинальных осложнений. Миф опровергается реальными данными о частоте осложнений после вакцинации и частоте осложнений после перенесенного заболевания.
Второй миф — это наличие высокотоксичных веществ в вакцинах (фенол, формальдегид, гидроксид алюминия, твин-80, мертиолят). На самом деле современные вакцины содержат эти вещества или в крайне низких концентрациях, которые не могут причинить вред ребенку, или же доказано, что они не оказывают негативного воздействия на здоровье человека. Наличие связи между вакцинацией и синдромом внезапной детской смертности научно не подтверждено.
Есть еще миф о влиянии содержащихся в живых вакцинах иных возбудителей, например вируса SV-40 в живой полиовирусной вакцине, полученной на культуре клеток почек обезьян. Но современные вакцины производятся на перевиваемых культурах клеток, свободных от этого вируса. Кроме того, наблюдения за привитыми в конце 1950-х годов также не выявили этой связи.
Лозунг «Врожденный иммунитет против инфекционных заболеваний» — тоже антинаучный миф. Ребенок защищен материнскими антителами, но очень короткое время — несколько месяцев после рождения. Затем нужна стимуляция его собственной «наивной» иммунной системы, что и достигается путем вакцинации. Проверить наличие так называемого врожденного иммунитета можно только лабораторными методами с помощью определения уровня антител к тому или иному возбудителю или эмпирическим путем — послать ребенка в очаг инфекционного заболевания и посмотреть, что с ним будет, — этого, разумеется, никто не делает.
Незаболевшие непривитые дети обязаны своим благополучием тем детям и их родителям, которые прививают своих детей и обеспечивают тем самым коллективное эпидемиологическое благополучие. Но стоит попасть в такую популяцию инфекционному агенту, как он непременно находит свою жертву — непривитого ребенка.
Существует масса примеров таких ситуаций. Даже в хорошо вакцинированной против полиомиелита популяции России нашлось 14 человек, которые заболели паралитическим полиомиелитом во время заноса дикого вируса во время «таджикской вспышки» в 2010 году. В благополучнейшей и чистейшей Голландии в 1992–1993 годах возникла вспышка (71 случай) полиомиелита в невакцинированной по религиозным причинам группе, в результате которой два человека умерли, 59 — были парализованы».
Впрочем, ничто не мешает опасающимся некоторых вакцин родителям делать прививки своему ребенку по индивидуальной схеме: так, можно заменить живую вакцину от полиомиелита на инактивированную или отказаться от вакцинации против, например, свинки или краснухи до определенного возраста.