«Идея о том, что агрессивное поведение сыграло важную роль в эволюции человека, достаточно противоречива. Многие скептики полагают, что способность человека сжимать ладонь в кулак — это результат случайности, естественного отбора, который в итоге привел к улучшению мелкой моторики. Может быть, так оно и есть, но если это действительно случайность, то это как-то печально», — говорит Дэвид Кэрриер, профессор биологии Университета Юты, США.
Исследовательская группа профессора Кэрриера опубликовала статью, в которой говорится: на самом деле
способность человека сжимать ладонь в кулак свидетельствует о том, что агрессивное поведение, в частности драки, играло гораздо более важную роль в жизни древних людей, чем принято думать.
С полным текстом статьи можно ознакомиться в The Journal of Experimental Biology.
Строение ладони и кисти человека действительно отличается от строения передней конечности человекообразных обезьян: человеческая ладонь короче, а пальцы длиннее, чем у других приматов, что позволяет людям сжимать ладонь в кулак. Ученые полагают, что такое строение руки позволило человеку развить мелкую моторику, а в конечном итоге приобрести способность изготавливать и пользоваться небольшими орудиями труда.
Дэвид Кэрриер и его коллеги оспаривают эту гипотезу, утверждая, что особое строение руки понадобилось человеку вовсе не для работы. Ученые провели серию экспериментов, в которых использовали руки умерших людей, чтобы понять, насколько способность сжимать ладонь в кулак повышает силу и резкость удара. Исследователи и раньше занимались изучением этого вопроса — в 2012 году они проводили похожие опыты, однако тогда в них принимали участие десять мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. На этот раз в опытах использовались руки умерших людей.
Руки подвешивались на специальное раскачивающееся устройство, напоминавшее маятник. К сухожилиям предплечьев и пальцев прикреплялись лески, которые позволяли контролировать положение мышц и придавать руке нужное направление.
Это устройство наносило рукой удар в подготовленную мишень, причем делалось это по-разному: в первом случае пальцы руки были сжаты в кулак, во втором пальцы человека были согнуты под углом 90° по отношению к ладони, а в третьем удар наносился ладонью. Всего ученые зафиксировали силу нескольких сотен ударов по мишени.
Результаты экспериментов показали: удар сжатым кулаком получается в среднем на 55% сильнее, чем кулаком «расслабленным», а «расслабленный» кулак бьет в два раза сильнее, чем ладонь. Кроме того, ученые проанализировали, какова вероятность сломать кости запястья при нанесении ударов разными способами — оказалось, что крепко сжатый кулак лучше предохраняет руку от травмы.
Дэвид Кэрриер и его коллеги заявляют, что полученные выводы подтвердили выдвинутую ранее гипотезу: строение человеческой руки эволюционировало в том числе и таким образом, чтобы сделать кулак эффективным оружием, позволяющим бить противника достаточно сильно, чтобы нанести травму и при этом не сломать кости собственной ладони. При этом, как полагают исследователи, касалось это в первую очередь мужчин, так как к дракам прибегали именно они — в том числе и сражаясь за женщин. Однако этим выводы ученых не ограничиваются: они уверяют, что
кости черепа человека изменялись так, чтобы наиболее эффективно противостоять ударам.
«Мы не утверждаем, что единственным важным фактором была необходимость развивать мелкую моторику и способность драться», — комментирует профессор Кэрриер. На эволюцию конечностей также мог повлиять, например, дрейф генов (случайные изменения частоты того или иного варианта гена в популяции), а также неизвестные ученым факторы окружающей среды. Кэрриер отмечает, что естественный отбор привел к удлинению большого пальца ноги и укорачиванию остальных пальцев — благодаря этому люди смогли быстрее бегать. Возможно, что изменения ответственных за длину пальцев ног генов привели и к изменению длины пальцев рук.
Хотя ученые не заявляют, что «усовершенствованные» руки предназначались в основном для драк, многие исследователи критикуют гипотезу Кэрриера и его коллег. В статье, которая была опубликована в ночь на четверг, профессор отвечает на критику антропологов.
Скептики: Если согласиться с идеей о том, что лицо человека изменялось так, чтобы наиболее эффективно противостоять ударам, становится непонятно, почему нос так и остался достаточно уязвимой частью.
Дэвид Кэрриер: У людей (представителей рода Homo) нос — это единственная часть лица, которая не вписывается в теорию. Он действительно выдается вперед, и его достаточно легко сломать.
Однако у человекообразных обезьян и австралопитеков нос плоский. У людей современного типа кости черепа стали менее массивными, но ведь человек и к агрессии стал прибегать гораздо реже.
Скептики: Человеческая рука в любом случае не слишком хорошее оружие — использовать камень или палку гораздо эффективнее.
Дэвид Кэрриер: Изучение повреждений, которые можно нанести простым ударом, демонстрирует, что человеческий кулак — самое простое и эффективное оружие, которым можно нанести весьма тяжелую травму. Так, при драке кости лица жертвы ломаются гораздо чаще, чем кости запястья нападающего.
Скептики: Если бы эволюционные механизмы действительно работали на то, чтобы приспособить мужчин к дракам, масса тела мужчин и женщин отличалась бы гораздо сильнее.
Дэвид Кэрриер: В случае с человеком разница между массой тела, мышечной силой, размерами черепа и рук мужчин и женщин и так велика — одна из самых больших среди всех живых существ.
Скептики: По своей природе люди больше склонны к сотрудничеству, сопереживанию и кооперации, чем к конфликтам.
Дэвид Кэрриер: Согласен.
Но нельзя отрицать, что агрессивное поведение играло огромную роль в выживании и развитии человека.
Наше мнение о том, что эволюция пропорций костей руки и способность к сжатию ладони в кулак могут рассказать нам много нового о нашей истории и о том, кто мы такие, — всего лишь гипотеза. Если анатомия нашего тела действительно приспособлена для драки, мы должны понимать, что наше поведение всегда может попасть под влияние эмоций и инстинктов. А рефлексивное поведение в современном мире может быть весьма опасным.