Пока мир продолжает восхищаться российским танком «Армата», США смотрят в небо и мечтают о гиперзвуковых скоростях. Пентагон совместно с DARPA занялся разработкой гиперзвукового самолета, который, как предполагают специалисты, станет новым словом в боевой авиации. Еще в 2013 году США провели удачные испытания самолета Х-51, чья скорость в пять раз превышает скорость звука. Его разработка велась с 2004 года, а на сами технологии было потрачено порядка $300 млн.
Тогда Х-51 сначала прицепили к стратегическому бомбардировщику Boeing B-52 Stratofortress, который поднялся на высоту 15 км. Затем гиперзвуковой самолет отцепился, включил ракетные двигатели и за полминуты достиг скорости 5 Маха, то есть примерно 5310 км/ч.
Тем не менее полет продлился недолго: топлива хватило лишь на четыре минуты полета, после чего самолет упал в океан. Американские военные успели получить множество данных, которые и предполагается использовать для создания серийного образца гиперзвукового самолета. Главной проблемой является разработка двигателя, который смог бы работать на протяжении длительного времени, исчисляемого часами, а не минутами. При этом отдельным вызовом для военных специалистов является поиск материалов, которые выдержали бы температуры, с которыми придется столкнуться на гиперзвуковых скоростях. Кроме того, пока не существует и систем наведения, которые позволили бы такому самолету выполнять военные задачи.
При этом нацелились американцы уже не на 5 Маха, их задача — создать двигатель, который сможет развить скорость 10 Маха, то есть порядка 10 600 км/ч.
Отдельной проблемой являются колоссальные перегрузки, которые будет испытывать пилот подобного самолета. Скорее всего, первые гиперзвуковые самолеты будут беспилотными.
«США — не единственные, кто занимается созданием гиперзвукового вооружения: этим занимаются многие. Преимущество таких образцов не только в скорости, но и в том, что они могут быстро преодолевать колоссальные расстояния», — уверена старший научный советник военно-воздушных сил США Мика Эндсли.
Так, например, в Китае уже разрабатывают гиперзвуковые системы ПВО, которые, как предполагается, будут использоваться против таких самолетов. А разработку самих самолетов ведут в Китае, Индии и Франции.
Россия ведет разработку гиперзвуковых самолетов с начала 2000-х годов. В основе этих разработок лежат советские технологии, которые были заморожены после развала СССР. Определенные наработки имеются у «Сухого», «Туполева» и Экспериментального машиностроительного завода имени Мясищева.
Американские СМИ сообщили, что Россия провела первые успешные испытания такого самолета, получившего название Ю-71, в феврале 2014 года.
По их сведениям, разработку ведет «НПО машиностроения», а самолет будет способен нести ядерный заряд. Это вполне согласуется со словами президента России Владимира Путина, пообещавшего, что ядерные силы России пополнят 40 ядерных зарядов. Вполне возможно, что часть из них будут нести именно новые гиперзвуковые самолеты.