Вымирание в конце ледникового периода млекопитающих – мамонта, шерстистого носорога, пещерного медведя и льва – издавна привлекает к себе внимание ученых и широкой общественности. За последние 15–20 лет в исследованиях процесса исчезновения многих представителей плейстоценовой, то есть жившей вплоть до 10–15 тыс. лет назад, фауны сделан существенный скачок. Это связано с широким внедрением радиоуглеродного (14С) датирования находок вымерших животных, часто с помощью наиболее технически совершенного метода ускорительной масс-спектрометрии (УМС). В последнее время в результате 14С-датирования костей и рогов интересного и достаточно редкого для Сибири млекопитающего – большерогого оленя (Megaloceros giganteus) – были получены новые данные.
Этот представитель вымерших копытных животных был дальним родственником современной лани, но сильно отличался от нее размерами. Высота большерогого оленя в холке составляла почти 2 м, но его «визитной карточкой» были огромные рога, достигавшие в размахе до 3,5 м!
Пожалуй, среди оленей, живших в последние нескольких сотен тысяч лет, другой такой гигант науке неизвестен. Кости и целые черепа с огромными рогами этого оленя находили по всей Европе. Считается, что большерогие олени обитали в открытых ландшафтах, например в степях или на обширных лугах в долинах рек, и питались преимущественно травянистой растительностью.
В своей работе мы отталкивались от исследований, проведенных в 1990-х годах, которые завершились в 2004 году публикацией в одном из самых престижных научных журналов – Nature. В ней британско-российский коллектив обнародовал новые данные о времени и месте окончательного вымирания большерогого оленя. Используя 14С-датирование методом УМС десятков образцов этого млекопитающего из Западной Европы (Ирландия, Британия, Бельгия), Скандинавии (Дания и Швеция), Центральной и Южной Европы (Испания, Франция, Италия, Германия и Австрия), а также из Восточной Европы и России, ученые впервые получили надежные данные о процессе исчезновения большерогого оленя во всей Евразии.
Оказалось, что самые «поздние» (моложе 10 тыс. лет) представители этого вида обитали не в Западной Европе, как это считалось в течение десятилетий, а в Зауралье!
В этом регионе останки большерогие олени в торфяных болотах были известны с конца XIX века. В экспозиции Музея природы Екатеринбурга представлен скелет животного, найденный при добыче торфа в 1886 году у села Галкино (современный Камышловский район Свердловской области, 130 км к востоку от Екатеринбурга). Однако без точного определения возраста таких находок эти данные долгое время оставались не совсем полноценными, и вот в статье 2004 года был сделан однозначный вывод: в Зауралье последние представители этого вида вымерли лишь около 7,5 тыс. лет назад, то есть примерно на 4 тыс. лет позднее, чем в Европе.
Этот результат стал в некотором смысле научным открытием, сравнимым с обнаружением в середине 1990-х годов очень «молодых» мамонтов на острове Врангеля в Арктике, которые дожили там до 4 тыс. лет назад. Эта работа продемонстрировала, что в результате привлечения 14С-датирования можно получать принципиально новые данные о вымирании плейстоценовых животных.
Для получения новых данных о времени и месте вымирания большерогого оленя в Сибири сформировался неформальный коллектив, в который вошли археологи Вячеслав Молодин, Александр Постнов и Владислав Славинский из Института археологии и этнографии СО РАН, палеозоолог Сергей Васильев из этого же института, геоархеолог Ярослав Кузьмин из Института геологии и минералогии СО РАН, а также специалист по 14С-датированию Йоханнес ван дер Плих из нидерландского Университета Гронингена.
Сибирь находится непосредственно к востоку от известных местонахождений голоценовых, то есть моложе 10 тыс. лет, представителей данного вида, изученных ранее в Зауралье, но находок большерогого оленя с надежным возрастом, определенным 14С-методом, очень мало: до 2015 года было получено лишь четыре 14С-даты для всей Сибири и Северного Казахстана.
А то, что большерогие олени обитали здесь еще сравнительно недавно, было ясно из находок, сделанных археологами на нескольких стоянках неолита (новый каменный век) в Барабинской лесостепи и в среднем течении реки Ангары. Когда посмотришь на места этих находок, сразу видно, что если Бараба находится примерно на 800–900 км к востоку от Зауралья, то ангарские стоянки расположены на гораздо более значительном расстоянии – до 2400 км восточнее зауральских местонахождений большерогого оленя. Мы поставили задачу: определить 14С-возраст потенциально наиболее «молодых» большерогих оленей Сибири.
Результаты 14С-датирования, проведенного в Университете Гронингена, оказались очень важными.
Как и ожидалось, было установлено, что в Барабинской лесостепи большерогие олени обитали вплоть до 9 тыс. лет назад. Но не менее интересными оказались данные об Ангаре, где раньше никто не ожидал «молодых» гигантских оленей: выяснилось, что здесь они жили еще 10,5 тыс. лет назад.
Таким образом, стало ясно, что закономерности вымирания этого млекопитающего более сложные, чем это представлялось в работе 2004 года.
Так, мы установили, что один из самых поздних ареалов большерогого оленя в Сибири был весьма большим: его протяженность с запада на восток составляла не менее 2500 км. Этот ареал, а по-научному рефугиум, то есть убежище, существовал вплоть до 10,5 тыс. лет назад, когда другая популяция большерогого оленя все еще обитала на Британских островах и в Южной Скандинавии. Сибирский рефугиум после 10,5 тыс. лет назад уменьшился в размерах, но все-таки достигал в длину до 1000 км в период 9–7,5 тыс. лет назад.
Что касается ландшафтов, в которых обитали последние большерогие олени Сибири, то в Барабе благоприятная для них лесостепная растительность преобладала на протяжении многих тысячелетий, и скорее всего, эти животные чувствовали себя в здешних условиях достаточно комфортно.
На Ангаре, где сегодня произрастают хвойные леса, мы предположили наличие около 12–10,5 тыс. лет назад открытых участков в пределах долины – это были пойма, террасы и многочисленные острова в русле реки без лесного покрова, и здесь олени могли легко находить себе пропитание.
Одним из наиболее важных и одновременно сложных вопросов при изучении вымираний является степень участия древних охотников в исчезновении представителей плейстоценовой и раннеголоценовой фаун. На основании полученных нами данных о способах разбиения костей большерогих оленей на ангарских стоянках сделан вывод о том, что на этих животных почти наверняка велась охота, что вполне естественно: такой зверь во все времена был желанной добычей!
Другой важный аспект работы по 14С-датированию костей гигантского оленя на Ангаре – это достаточно древний, не моложе 10–10,5 тыс. лет назад, возраст культурных слоев с керамикой, что также было в какой-то степени неожиданностью, поскольку считалось, что в этой части Сибири первые следы производства керамической посуды датируются временем около 7100 лет назад.
Нам удалось продлить «время жизни» древних горшков в бассейне Средней Ангары как минимум на 3 тыс. лет. Конечно, предстоит углубленный анализ этих данных с археологической точки зрения, но уже сейчас можно сказать, что они достойны публикации в серьезном международном журнале.
Полученные нами результаты позволили существенно расширить знания о вымирании древних животных в Сибири. Вероятно, поэтому статья в престижный журнал Quaternary Science Reviews с импакт-фактором 4,6 менее чем за два месяца была отрецензирована и принята к публикации. Теперь нужно увеличивать количество данных, чтобы опять получить новое качество.