Итальянская компания Dainese представила на рынок революционное изобретение, способное спасти жизни отчаянным лыжникам и сноубордистам, сохранить их ребра целыми даже при падении на больших скоростях. Уберечь от травмы головы чемпиона мира в гонках «Формулы-1» Михаэля Шумахера оно вряд ли смогло бы, но спасти жизни тысячам любителей экстремальных видов зимнего спорта способно.
Обычно вся защита лыжников, чья скорость при прыжке с высоты 100 м достигает 150 км/ч, сегодня заключается только в открытом шлеме, очках и полутвердом спинном протекторе.
Недавно Dainese, признанный лидер на рынке защитной экипировки, преподнесла спортсменам сюрприз —
подушку безопасности, которая автоматически надувается в случае падения. Защитное снаряжение, названное D-air Ski, основано на технологиях, разработанных для мотогонок.
Международная федерация лыжного спорта обратилась к Dainese в 2012 году с предложением создать систему защиты для горнолыжников. Итальянцы с заданием справились и создали модель, прошедшую множество усовершенствований, которые коснулись алгоритма работы, пневматических компонентов, эргономики, безопасности и аэродинамики.
Опасный спорт
Горнолыжники бьются часто. Доктор Тонье Вали Флоренес из центра исследования спортивных травм города Осло опубликовала статистику повреждений, получаемых профессионалами на Кубке мира. Согласно статистике, каждый участник соревнований имеет 30-процентную вероятность получить травму за один сезон,
а одна из десяти травм окажется достаточно серьезной (требуется больше месяца на восстановление).
«Недостаток нашего спорта — невысокий прогресс в области безопасности», — говорит Боде Миллер, самый успешный американский лыжник, трехкратный победитель соревнований в Бивер-Крике. Спортсмен не смог участвовать в 43-м чемпионате мира из-за травмы, которую он получил при падении во время гонки супергиганта. Боде шел на улучшение результата, но затем зацепил плечом флаг и упал.
Таких случаев — великое множество. Например, в 2007 году норвежский спортсмен Аксель Лунд Свиндаль участвовал в соревнованиях в Бивер-Крике. На самом финише, при выходе из прыжка на участке трассы «Золотой Орел» Свиндаль приземлился на спину и шею, его лыжи оказались впереди него, и он получил травмы от их острых кантов при полете к защитной сетке. У Акселя были сильный ушиб головы, переломы челюсти и носа, он выбил несколько зубов и сильно травмировал левую ногу. Спортсмен провел три недели в больнице и не участвовал в гонках почти год.
До полной остановки
Подушка безопасности компании Dainese не является спасением от всех травм, и ее разработка на основе мотоспортивной версии была долгой и сложной. В мото- и горнолыжном спорте самой большой проблемой было выяснение того, как точно предсказать аварию. Разработчики очень долго определяли алгоритм срабатывания системы: нужно было очень точно определить, в какой именно момент спортсмен больше не контролирует ситуацию. «В мотогонках есть несколько неизменных параметров. В лыжном спорте их больше тридцати», — замечает Боде Миллер.
D-air Ski имеет три гироскопа, три акселерометра и блок GPS. Сменная канистра холодного газа обеспечивает практически мгновенное наполнение подушки — за 100 миллисекунд.
Сменная литий-ионная батарея питает систему. Кроме самой подушки безопасности, все это заложено в твердый карман сзади протектора. В защитной системе присутствует даже USB-порт для загрузки данных пробега. Компания Dainese при помощи лыжников из канадских и итальянских национальных сборных два года проверяла данные, полученные на испытаниях. Они позволили инженерам Dainese закодировать алгоритм, который может предсказать, основываясь на ускорении и положении тела гонщика, близится ли он к получению травмы или просто испытывает ускорение при касании склона.
Если автомобильная подушка безопасности сдувается практически сразу, подушка D-air Ski остается наполненной воздухом до 10 секунд, чтобы защитить гонщика, пока не произойдет полная остановка.
Всё под контролем
Джованни Фогал, менеджер Dainese, заявил, что компания работает над тем, чтобы костюм не влиял на аэродинамику. Если D-air Ski неправильно сработает и начнет раздуваться, то это не будет мешать горнолыжнику. Dainese будет запускать срабатывание воздухонаполнения в тестовых забегах, чтобы убедиться, что лыжник может держать все под контролем. Так как защитный костюм был принят только 1 января, он еще не сильно популярен среди горнолыжников. И представители Dainese подчеркивают, что его популярность полностью зависит от спортсменов — будут ли они использовать D-air Ski на тренировках и в соревнованиях.
Ян Фаррелл, горнолыжник, развивающий скорость до 200 км/ч, был одет в костюм D-air Ski в тестовом пробеге, когда его занесло на скорости примерно 80 км/ч. «Перед первым ударом я услышал «бум» — и сразу почувствовал, как надувается подушка безопасности, — рассказывает спортсмен. – Я почувствовал себя словно внутри раковины».
Несмотря на многочисленные преимущества, костюм не может защитить горнолыжников от всех травм. Исследования доктора Флоренес показали, что более 80% нижних телесных повреждений спортсменов происходят не при падениях, например, когда лыжник «словил кант» и порвал коленные связки. Но то же самое исследование норвежского доктора обнаружило, что 96% травм верхней части тела происходят именно при падениях и столкновениях — от чего и защищает костюм D-air Ski.