Не прошло и двух месяцев с момента отставки Бориса Ельцина с поста президента России, как его официальный преемник Владимир Путин, исполнявший на тот момент обязанности первого лица страны, объявил о взятии столицы самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия.
«Некоторое время назад взят последний оплот сопротивления террористов — Заводской район Грозного, и над одним из административных зданий водружен российский флаг. Так что можно сказать, что операция по освобождению Грозного окончена», — резюмировал произошедшее в эфире одного из федеральных каналов Путин.
Однако взятие Грозного, равно как и другие операции, проходило не так гладко, как может показаться по прошествии времени.
События, получившие позже наименование «вторая чеченская война», были спровоцированы ичкерийской стороной — летом 1999 года боевики активизировались и начали нападать на российские КПП на административной границе с де-факто независимой ЧРИ. Кульминацией стал рейд террористов на Дагестан в августе.
После этого российские ВВС нанесли по территории Чечни несколько авиаударов. А премьер-министр России Владимир Путин громогласно заявил о необходимости «подвергнуть беспристрастному анализу Хасавюртовские соглашения». Вслед за этим федеральные войска блокировали границы Чечни со стороны Дагестана, Ставропольского края, Северной Осетии и Ингушетии.
Боевики объявили всеобщую мобилизацию. Возглавили их военные приготовления Шамиль Басаев, Руслан Гелаев и Магомед Хамбиев.
Президент Ичкерии Аслан Масхадов призвал муфтия самопровозглашенной республики Ахмата-Хаджи Кадырова вновь объявить России джихад, а когда тот отказался, поставил его вне закона. Однако Масхадов не учел, что многие полевые командиры были лично преданы муфтию.
Так, после заявлений Кадырова о намерениях бороться с ваххабитами вместе с федеральными войсками, его поддержали авторитетные боевики Халид и Джабраил Ямадаевы, а затем и многие другие. Кто-то из них просто складывал оружие, а кто-то начинал воевать на стороне России, в том числе в ходе зачисток населенных пунктов.
И этот феномен не остался без внимания ученых. В начале 2010 года в научном журнале American Political Science Review вышла статья, посвященная эффективности зачисток.
Автор статьи пришел к выводу, что зачистки, которые проводились воевавшими на стороне федеральных войск чеченцами, были куда эффективнее тех, что проводились без их участия.
Американские исследователи уверены, что это объясняется сложными этническими взаимоотношениями среди самих чеченцев. Впрочем, ученые не отрицают и того, что успешный для России исход второй чеченской войны во многом объяснялся переходом многих полевых командиров на сторону федеральных войск.
Однако в ноябре 1999 года до разрешения конфликта было еще далеко. Тогда командующий российской группировкой на Северном Кавказе генерал-полковник Геннадий Трошев даже заявил, что Грозный никто штурмовать не будет. Вот только к концу месяца федеральные войска находились уже в пяти километрах от столицы самопровозглашенной республики, а президент Масхадов бежал из нее.
В первых числах декабря стало ясно, что осаде быть. Российская авиация стала разбрасывать над Грозным листовки, в которых говорилось, что все, кто не покинет город в течение ближайших дней, будут признаны боевиками и уничтожены.
К началу 2000 года российским войскам практически удалось взять Грозный. Но внезапно было объявлено о приостановке спецоперации, что позволило боевикам собраться с силами и перегруппироваться. К тому моменту потери федералов составляли уже более 100 человек. Присланные подкрепления помогли вернуть ситуацию в прежнее русло и продолжить продвигаться в глубь города.
В самом конце января из Грозного бежал Шамиль Басаев. А 6 февраля, как уже было сказано, исполняющий обязанности президента России Владимир Путин отчитался о взятии Грозного. Правда, от города практически ничего не осталось — во время боев большинство зданий было уничтожено.
В свою очередь, Масхадов назвал сдачу Грозного «временным стратегическим маневром». С того момента прошло 15 лет, Грозный восстановили, а в Чечне установился мир.