Семь кругов Аушвица
Неподалеку от польского городка Освенцим раскинулся одноименный концентрационный лагерь. Немцы предпочитали называть его Аушвиц, считая польский топоним неподходящим. Он был основан в мае 1940 года по приказу Гитлера, а строился силами еврейской общины города Освенцим, представителей которой насильно согнали на смертельную стройку.
А уже осенью 1941 года в Освенциме появились первые советские военнопленные.
Именно им пришлось заняться строительством новой части концлагеря, получившей название Аушвиц II — Биркенау. Именно сюда по завершении строительства привозили до 90% всех заключенных. Причем порядка трех четвертых из них немедленно отправляли в газовые камеры, которых там было четыре.
К 1943 году силами пленных были построены четыре крематория. В сутки в них сжигалось порядка 8 тыс. человек. К сравнению, газовые камеры в силу меньшей пропускной способности работали круглые сутки с трехчасовым перерывом.
Впоследствии силами заключенных был построен и третий блок, получивший название Аушвиц III. Там была организована псарня: почти 300 немецких овчарок жили в условиях, которым узники лагеря могли только позавидовать.
Еще хуже было тем, кто попадал в руки доктора Йозефа Менгеле, из-за своих бесчеловечных опытов получившего прозвище Ангел Смерти.
Его эксперименты над заключенными серьезно варьировались. Не чурался Менгеле и опытов над детьми, самым безобидным из которых была кастрация. К слову, умер он лишь в 1979 году в Латинской Америке, так и не ответив за свои преступления.
Сбежать из концентрационного лагеря было практически невозможно. За все годы существования комплекса Освенцим было всего лишь 300 удачных попыток побега. При этом историки сходятся в том, что за эти годы в лагере было умерщвлено порядка 1,6 млн человек. Среди них были и младшие братья Степана Бандеры — Александр и Василий.
Немцы особых подсчетов не вели. Так, комендант лагеря Рудольф Хесс писал, что «никогда не знал общего числа уничтоженных и не располагал никакими возможностями установить эту цифру».
Освобождение
Конвейер смерти не сбавляет оборотов на протяжении всех лет Второй мировой войны. Лишь к концу октября 1944 года, когда стало ясно, что пришествие Красной армии не за горами, Генрих Гиммлер, являвшийся идейным основателем Освенцима, приказывает уничтожить крематории и газовые камеры, а узников согнать на все еще остававшиеся в руках немцев территории.
Из концлагерей, в том числе из Освенцима, прошли настоящие «марши смерти». Не выдерживая колоссальных расстояний, страдая от истощения, многие узники погибли в ходе этих переходов. Тех, кто идти не мог или пытался сбежать, добивали нацисты.
В свете этого вспоминается подвиг немецкого промышленника Оскара Шиндлера, который, узнав о массовых казнях и «маршах смерти», вывез тысячу еврейских узников на свой завод в город Брянец.
А 12 января 1945 года началась Висло-Одерская операция, в рамках которой силы Красной армии планировали освободить часть Польши и создать плацдарм для финального рывка на Берлин.
17 января была проведена последняя лагерная перекличка: на территории лагерей Освенцима оставались еще 67 тыс. заключенных, которых было приказано вывести. На 1316-й день Великой отечественной войны — 27 января 1945 года — частям 1-го Украинского фронта Красной армии удалось освободить узников Освенцима.
Вот только в живых к тому моменту оставалось всего лишь около 7 тыс. человек из числа заключенных. Зачастую приводится и иная цифра — 2814 человек.
Немцы настолько боялись приближения Красной армии, что накануне вступления советских войск в Освенцим взорвали крематории и покинули лагерь, не тронув больных узников и даже не уничтожив продовольственные склады.
«У первого советского танка, сломавшего ворота, едва живые узники целовали броню», — вспоминает одна из узниц Освенцима, в отличие от польских чиновников не обращая внимания на то, представитель какой национальности в этом танке сидел.
27 января отмечается Международный день памяти жертв холокоста. Это повод вспомнить ужасы войны, которые повторяются и сейчас.