Располагающийся в юго-восточной части Тихого океана остров Пасхи известен прежде всего благодаря загадочным каменным истуканам моаи. Однако главной головоломкой, на протяжении многих лет будоражившей умы неугомонных исследователей, являлись причины исчезновения развитой цивилизации, населявшей остров, площадь которого составляет 163,6 кв. км. В середине XX века ученые вроде бы пришли к консенсусу: почти 10 тыс. человек стали жертвой экологической катастрофы, спровоцированной пресловутым антропогенным фактором.
Спустя несколько десятилетий исследователи смогли рассмотреть этот вопрос с другой стороны. И пришли к иным выводам.
Статья, посвященная загадке исчезновения цивилизации рапануйцев, опубликована в научном журнале Proceeding of the National Academy of Sciences. Еще одна работа, сочетающая в себе плоды деятельности археологов и их коллег антропологов, вышла в журнале Journal of Archaeological Science.
Впервые люди заселили остров Пасхи в начале XIII века, а европейцы прибыли туда лишь в 1722 году. За эти 500 лет на острове успела появиться настоящая цивилизация, в момент расцвета которой на небольшом куске суши жило около 17 тыс. человек. Зачастую исследователи связывали закат рапануйской цивилизации именно с прибытием гостей из Европы. Впоследствии они отказались от этой версии, решив, что жители острова Пасхи деградировали без помощи извне.
Масштабные археологические изыскания на северо-западе острова помогли ученым понять, что со временем жители острова переселились в пещеры, бросив свои поселения и огороды. Кроме того, они перестали изготавливать почти все изделия, кроме обсидиановых наконечников для копий и стрел. Именно тщательное изучение 400 обсидиановых изделий позволило исследователям восстановить хронологию событий, происходивших на острове Пасхи до прибытия европейцев.
Это стало возможным благодаря тому, что со временем обсидиановое стекло начинает впитывать воду.
Ученым удалось установить, что жители острова Пасхи активно конструировали обсидиановые инструменты и использовали их между 1220 и 1650 годами. А затем внезапно перестали.
Однако подобная закономерность проявилась только на одной из точек, где археологи проводили раскопки. В предгорьях рапануйцы активно обрабатывали землю с 1200 по 1300 год. Затем немного затормозили, чтобы вновь активно заняться этим делом уже в 1480 году. А в 1705 году что-то произошло, и жители острова Пасхи уже забросили земледелие.
Наконец, раскопки на побережье показали, что с 1250 по 1500 год земледелием здесь особо не занимались. А в 1690 году решили не брезговать этим делом и успешно обрабатывали землю вплоть до 1850 года, уже соседствуя с европейцами.
Кроме того, ученым удалось установить, что климатические условия во всех трех точках различались. Так, в первой из них люди страдали из-за наличия горы Маунга Теревака, которая мешала нормальному выпадению осадков и провоцировала засухи. Наконец, на втором участке были в основном выщелоченные почвы, которые со временем стали неплодородными.
Исследователи уверены, что сокращение пригодных для земледелия участков земли привело к столкновениям и даже войнам между жителями острова Пасхи.
Во времена, когда на 163,6 кв. км земли жило около 16 тыс. человек, а еды хватало далеко не на всех, войны и голод привели к серьезному сокращению численности этих людей. Многих спасал каннибализм, благо для рапануйцев он был делом обыденным. К прибытию европейцев на острове жило около 3 тыс. человек. Кроме того, примерно в начале XVII века на острове исчез лес.
«Приход европейцев не уничтожил жителей острова Пасхи. Он попросту добил оставшихся: неизвестные для местных жителей болезни, навязывание своих ценностей и религии, обогащение. Как обычно», — резюмировал руководитель исследования профессор Тэгн Ладефоджед.