Перед началом Первой мировой войны в Европе оставалось как минимум одно государство, которому о светлом будущем думать особо не приходилось. Османская империя к тому времени уже полностью отдала себя на откуп иностранным концессиям, а попытки младотурков изменить ситуацию можно сравнить с действиями неумелого хирурга, решившего пустить кровь находящемуся на смертном одре человеку. К тому же империя теряла земли, которые некогда обуславливали ее статус одной из мировых держав. Сначала предприимчивый Мухаммад Али вывел из-под контроля османов Египет, затем им пришлось уступить Алжир, Тунис, а впоследствии и Ливию.
Теряли османы и контроль над Аравийским полуостровом, все-таки удерживая Мекку и Медину.
Одним из последних ударов по престижу Османской империи стали две Балканские войны, в результате которых турки потеряли большую часть своих европейских владений. Это заставило задуматься их не столько об экономическом состоянии своей державы, сколько о необходимости модернизации своей армии. Особенно беспокоила османов ситуация в Эгейском море — Греция, некогда бывшая частью империи, теперь являлась одним из главных противников.
А когда греки начали покупать у Италии, отнявшей у Османской империи Ливию, современные корабли, это и вовсе насторожило султана Абдул-Хамида II. Эти события произошли еще в 1910 году, то есть до начала трагичной для турков Балканской войны. Однако меры были приняты масштабные — посредством механизма государственного займа с населения были собраны колоссальные средства, которые было решено пустить на строительство двух супердредноутов.
Тогда дредноуты — артиллерийские военные корабли, оснащенные по схеме all-big-gun, считались одним из залогов успешных военных действий на море.
Несмотря на то что строительством были готовы заняться дружественные османам представители немецкого концерна «Крупп», турки предпочли воспользоваться услугами британских компаний Vickers и Armstrong Whitworth. После поражения в первой из Балканских войн Турция вновь оказалась неплатежеспособной. Поэтому Armstrong Whitworth строительство дредноута заморозили, а затем корабль и вовсе пустили на металлолом. А вот в Vickers строительство решили не останавливать, дождавшись-таки османских платежей.
Но все же Турция никак не могла расстаться с мечтами о втором дредноуте. И случай его получить внезапно подвернулся. Оказалось, что еще с 1910 года Бразилия строила Rio de Janeiro — самый длинный дредноут в мире, который должен был помочь ей противостоять Аргентине. Да только деньги закончились довольно быстро — на корабль не успели даже поставить пушки, и было принято решение продать дредноут. И сделать это подороже.
Несколько европейских держав попытались это сделать. Но преуспели османы, взявшие под покупку Rio de Janeiro колоссальный кредит у Франции.
Вскоре дредноут был переименован в Sultan Osman I в честь основателя Османской империи. Его перегнали в Великобританию, где корабль должны были оснастить орудиями. Неподалеку от этих мест компания Vickers завершала строительство дредноута «Решадие» (Reşadiye). В середине июля 1914 года из Турции прибыли экипажи этих кораблей, которым предстояло пройти обучение, а затем перегнать дредноуты обратно.
Однако первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль этого не допустил — он объявил о том, что корабли реквизируются в пользу Великобритании.
Турки были вынуждены уплыть ни с чем, им не пообещали даже компенсации. А в качестве причины отказа передачи кораблей была названа разгорающаяся в Европе война. Многие считают, что причиной для отказа стала полученная британской разведкой информация о заключенном 2 августа 1914 года пакте между Германией и Османской империй.
В то же время существует и мнение, что османы вполне могли остаться как минимум вне блока Центральных держав, если бы Великобритания все-таки выполнила свои обещания.