Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Розетта» как зеркало научного пиара

«Газета.Ru» разбирается в тонкостях научного пиара на примере миссии «Розетта»

Посадка на комету дала повод задуматься, кто и как в мире умеет рекламировать свои космические успехи. «Газета.Ru» попыталась разобраться в тонкостях научного пиара.

Помпезно обставленное шоу, в которое на этой неделе превратилось сближение с кометой европейского аппарата «Розетта» и первая в истории высадка на нее рукотворного космического аппарата, продемонстрировало огромный интерес общества к дерзким космическим вылазкам и их результатам. И этот интерес проявляется на всех континентах.

На Западе люди разных профессий, затаив дыхание, ждут первого сигнала с очередного межпланетного аппарата или собирают деньги на оживление дряхлого прибора NASA, болтающегося в космосе. На Востоке с нетерпением следят за первыми успехами китайских и индийских национальных программ по исследованию Луны и Марса.

Но за последними событиями следили во всем мире: так, во время спуска посадочного модуля «Филы» к комете число твитов, получаемых Космическим центром в Дармштадте (Германия), достигало 700 в минуту, а сложнопроизносимые «Чурюмов» и «Герасименко» на время стали самыми часто произносимыми славянскими фамилиями в западных СМИ.

Новость «Газеты.Ru» о том, что издание Universe Today сначала опубликовало, а потом удалило якобы первую фотографию с поверхности кометы,

прочитали 140 тыс. человек, а онлайн-трансляция посадки зонда на комету собрала более 600 тыс. просмотров — людям действительно интересно, что происходит в космосе и каково там, на поверхности кометы.

Однако околокометные события показали, как можно, нужно и нельзя пиарить и продавать публике успехи подобных проектов. В американском и европейском космическом агентствах на пиар любой миссии — будь то очередной марсоход или межпланетный зонд — выделяются огромные средства. И любой налогоплательщик или просто любопытствующий, зайдя на сайт миссии, может узнать, что происходит с ней в настоящее время:

этот ровер сломал колесо, поэтому перестал двигаться; этот зонд нашел в морях Титана исчезающие острова — миссия жива.

Для этих целей на информационное сопровождение космических миссий работают профессиональные пиарщики: сайты проектов постоянно обновляются, там появляются новые фотографии, схемы, анимации, рисуются детские мультфильмы и трехмерные модели миссий, публикуются рассказы об успехах их воплощения. А в честь каждого более-менее серьезного открытия созываются пресс-конференции, на которых приглашают научных журналистов.

Чтобы подогреть интерес к миссии, придумываются и незатейливые, порой малонаучные «завлекалки». Так, накануне посадки зонда «Филы» ЕКА опубликовало новость о том,

как «поет» комета — ученые лишь перевели колебания ее магнитного поля в звуковой диапазон, назвав это «песней».

Есть в пиаре европейского и американского космических агентств и некоторые отличия. Аппарат «Розетта», вот уже три месяца обитающий у кометы Чурюмова — Герасименко, успел прислать на Землю немало фантастических видов с разных расстояний и ракурсов еще до отделения зонда «Филы».

Уже имеются первые цветные изображения кометы и даже снимки ледяных гейзеров, бьющих с ее поверхности.

Однако оператор миссии — Европейское космическое агентство (ESA) — не торопится знакомить публику с этими снимками, чем вызывает немало недовольства. Так, объектом критики стала команда, управляющая камерой, OSIRIS под руководством Холгера Сиркса. «Это семья, которая сражается, и Холгер в сердцевине этой борьбы, поскольку он обладает всеми регалиями», — сказал Марк Маккоурин, один из научных советников ESA.

В желании и праве ученых не выкладывать на всеобщее обозрение научные данные нет ничего нового. В случае американского меркурианского аппарата Messenger данные обычно придерживаются на полгода, напоминает Джеймс Грин, глава планетного подразделения NASA. Однако в случае важных открытий руководство космического агентства США может и надавить, чтобы быстрее обнародовать данные.

Например, фотографии с марсоходов почти моментально становятся доступны публике.

Но структура ESA отличается от иерархии NASA. В Европейском космическом агентстве все больше зависит от вкладов стран-участниц, а американское руководит всем напрямую. В случае с «Розеттой», к примеру, ESA не сильно вкладывалось в создание немецкой камеры OSIRIS стоимостью €100 млн и потому не контролирует распространение ее снимков.

По этой причине до отделения посадочного модуля не было обнародовано ни одного снимка OSIRIS кометы с высоты 10 километров — большинство опубликованных кадров сделано навигационными камерами межпланетного зонда.

Работая над камерой с 1997 года, Сиркс считает, что только члены его команды имеют «право первой ночи» на снимки кометы и публикацию научных работ по этим данным. Он считает, что на его группу оказывается гораздо большее давление по части публикации данных, чем на ученых, отвечающих за другую аппаратуру миссии, ведь это — ее «глаза».

И хотя нынешнее в прямом смысле неустойчивое положение зонда «Филы» на комете помешало запланированной программе, работа «Розетты» давно была признана успешной.

Пролетев миллиарды километров, исследовав по пути два крупных астероида, ей впервые в истории удалось сесть на хвост комете и изучить ее со всех сторон.

И потому в ожидании очередного успеха миссии в Дармштадте устроили настоящий праздник — с традиционным замиранием сердца в ожидании первых сигналов, искренним ликованием, аплодисментами и шампанским. Трогательными оказались выступления Клима Чурюмова и Светланы Герасименко, которые, смущаясь от такого внимания, рассказали, как открыли комету. И конечно, одним из героев стал Мэтт Тейлор, координатор проекта «Розетта» в ЕКА,

который давал интервью в гавайской рубашке и демонстрировал журналистам татуировку с изображением миссии, сделанную на бедре.

В России так обставлять космические успехи не принято, да и сравнивать зарубежные межпланетные миссии почти не с чем, разве что с успешно запущенным три года назад радиотелескопом «Радиоастрон». Из порядка 0,5 млрд рублей, выделяемых ежегодно на поддержку этого уникального и единственного за последние годы российского проекта в области фундаментальных космических исследований, на его пиар и пропаганду дается стабильная сумма — 0 рублей 0 копеек. Именно потому сайт миссии выглядит так.

Загрузка