Имя известнейшего британского астрофизика Стивена Хокинга, много лет прикованного к инвалидному креслу, вновь оказалось в заголовках мировых СМИ. «Хокинг предостерегает о конце света», «Хокинг сказал, что частица бога может разрушить Вселенную», «Хокинг предупреждает: частица бога может убить нас, если наука получит достаточно финансирования», «Хокинг о частице бога: пришельцы могут уничтожить нас» — так отозвались мировые СМИ на предисловие к книге Хокинга «Стармус», которая увидит свет в октябре.
В ней автор соберет коллекцию лекций известных людей, таких как астронавт Нейл Армстронг, Базз Олдрин и экс-гитарист Queen Брайан Мэй.
В свое время Хокинг проиграл $100, поставив пари на то, что бозон Хиггса не будет открыт. Когда существование частицы было доказано, Хокинг расстроился, сказав, что физика стала менее интересной. Упомянув «частицу бога» в предисловии, Хокинг поднял волну различных интерпретаций — ему приписывают опасение того, что человеческая цивилизация может схлопнуть Вселенную, если не остановится в экспериментах с ускорителями.
Дословно Хокинг написал вот что: «Потенциал Хиггса имеет неприятную особенность, что он может быть нестабильным при энергиях выше 100 млрд гигаэлектронвольт. Это может означать, что во Вселенной может произойти катастрофа — распад вакуума, при котором образуется пузырь нового вакуума (не похожего на наш вакуум), расширяющегося со скоростью света.
Это может случиться в любой момент времени, и мы не сможем увидеть его приближения».
Хокинг добавил, что «ускоритель с такими энергиями должен превышать размер Земли, и вряд ли он будет создан при нынешнем экономическом климате».
«Газета.Ru» решила опросить известных физиков и узнать, что нового сказал Хокинг и стоит ли это воспринимать как предостережение человечеству.
Валерий Рубаков, академик РАН:
— Речь идет о том, что в принципе такое возможно, и экспериментальные данные, если к ним подходить наивно, показывают, что наш вакуум не стабилен и может распасться с образованием пузыря другого вакуума, совершенно не похожего на наш. Об этом говорит Стандартная модель физики частиц. Все ее параметры сегодня известны, и в принципе мы можем вычислить, сколько типов вакуумов в этой теории есть. Выясняется, что мы находимся на грани — то ли наш вакуум единственный, то ли есть вакуум с чуть меньшей энергией, и если это так, то наш вакуум в него распадется, чтобы занять более выгодное энергетическое положение.
Где-то спонтанным образом образуется пузырек нового вакуума, и его стенки расширяются почти со скоростью света. Это похоже на расширение пузырьков пара, которые образуются в кипящем чайнике. Если оценить время жизни нашего вакуума, то получится астрономическое число — это порядка 10100 лет. Поэтому бояться этого нам незачем. Хокинга же можно интерпретировать так, что если мы станем вести опыты при высоких энергиях, то этот процесс мы можем ускорить.
Но тут Хокинг пиарится, это чистой воды самопиар.
Потому что энергии существенно выше, чем энергии в Большом адронном коллайдере, присутствуют в космических лучах. И столкновений космических частиц с нашей Землей, не говоря уже о других телах Солнечной системы, за время его работы будет в 50 млн раз больше, чем столкновений частиц внутри него. Слова Хокинга ничему не противоречат, но опасений тут никаких нет: да, возможно через 10100 лет произойдет распад. Наверное Хокинг напомнил о себе в преддверии своей новой книжки.
Андрей Ростовцев, доктор физ.-мат. наук, основатель «Диссернета», бывший завлабораторией физики элементарных частиц ИТЭФ:
— Хокинг говорит о том, что произойдет при огромных энергиях. Но эти энергии нереальны. Это все равно что говорить: мы знаем, что Солнце взорвется и когда-нибудь поглотит Землю, и это случится через несколько миллиардов лет. Хокинг констатирует гипотезу и тут же говорит, что это нереализуемая гипотеза в земных условиях. Достаточно сказать, что частицы больших энергий рождаются в космосе, они летают вокруг нас и бьют по Земле, и пока Вселенная от этого не страдает. А журналисты подхватили эту новость, высосанную из пальца, на мой взгляд.
Александр Долгов, доктор физ.-мат. наук, завлабораторией физики частиц и космологии Новосибирского университета, профессор Университета Феррары, Италия:
— Во-первых, высказывание о возможной неустойчивости хиггсовского вакуума было сделано намного раньше Хокинга Стивеном Вайнбергом и Андреем Линде в 1976 году. С тех пор на эту тему появилась куча публикаций. Тем не менее я думаю, что страхи беспочвенны.
Грубо говоря, если бы это было возможно, то давно бы уже произошло при столкновениях космических лучей сверхвысоких энергий друг с другом. Это вполне вероятно, если два активных галактических ядра, откуда эти лучи идут, находятся не слишком далеко друг от друга. Достаточно одного такого случая во всей Вселенной, чтобы она взорвалась. Кроме того, при туннелировании в более низкий минимум хиггсовского потенциала возникнет состояние с отрицательной вакуумной энергией колоссальной величины. Это так называемый анти-ДеСиттеровский мир, который должен очень быстро схлопнуться в «точку». Это несколько вульгарное объяснение. Точнее — вероятность фазового перехода из мира с нулевой вакуумной энергией в мир с отрицательной вакуумной энергией, как хочет Хокинг, строго равна нулю. У нас мир с небольшой положительной вакуумной энергией (темная энергия), и я бы ожидал, что результат о нулевой вероятности останется и в этом случае.