В четверг в Чили не только праздновали победу национальной сборной по футболу над сборной Испании и досрочный выход в 1/8 финала чемпионата мира, но и начинали новый этап в истории науки. На пике Серро Армазонес, который находится на севере Чили, в пустыне Атакама, на высоте около 3 тыс. м над уровнем моря, произошел запланированный взрыв, в результате которого было снесено примерно 5 тыс. тонн скальных пород. Это первая стадия работ по крупномасштабному выравниванию рельефа, необходимому для последующей установки 39-метрового телескопа E-ELT (Extremely Large Telescope — экстремально большой телескоп) и комплекса зданий обсерватории.
Для этого на вершине горы необходимо выровнять платформу размером 150 на 300 м, всего с вершины нужно убрать около 220 тыс. куб. м камня.
Проект E-ELT реализует Европейская Южная обсерватория (European southern Observatory, ESO) — ведущая межгосударственная астрономическая организация, в которую входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария и Швеция. Как рассказывал в своей лекции в «Газете.Ru» директор по программам ESO Адриан Расселл, разработка E-ELT началась в 2004 году. Первоначально инструмент должен был иметь 100-метровое зеркало, но по ряду причин было принято решение отказаться от этой идеи и сделать его несколько меньше — 39 м.
Все равно это ощутимый скачок от нынешнего поколения телескопов, самый большой из которых имеет зеркало диаметром 10 м.
Впрочем, из телескопов, диаметр зеркала которых оценивается в не один десяток метров, E-ELT, который создатели ласково называют самым большим глазом в мире, не является единственным строящимся. В марте 2012 года в обсерватории Лас-Кампанас, которая находится в центре Чили, была произведена аналогичная операция — взрыв горы — для сооружения GMT (Giant Magellanic Telescope — Гигантский Магеллановский телескоп) телескопа, главное зеркало которого представляет собой конструкцию из семи зеркал, диаметр каждого из которых составит 8,4 м. Одно будет располагаться в центре, а остальные шесть — по периметру, так что эквивалентный диаметр такого составного зеркала составит более 20 м. К настоящему моменту к завершению подходит изготовление трех зеркал из семи. Строительство GMT должно завершиться к 2020 году. В его создании участвуют четыре страны: США, Чили, Южная Корея и Австралия.
Помимо E-ELT и GMT, которые строятся в Чили, существует третий проект крупного телескопа — TMT (Thirty Meter Telescope — 30-метровый телескоп). В отличие от двух других проектов он будет расположен на Гавайских островах. Над его созданием работают ученые из США, Индии, Китая и Японии. Правда, это самый отстающий проект крупного телескопа: его строительство пока не началось, и участники проекта заканчивают разработку проекта и решают финансовые вопросы. Например, буквально две недели назад Китайская академия наук провела широкое обсуждение участия в этом проекте и в итоге подтвердила участие Китая с финансированием 10% общей стоимости проекта.
Средняя же цена каждого из проектов составляет около $1 млрд.
Нетрудно заметить, что в проектах крупных телескопов участвуют все ведущие страны, претендующие на то, что в них есть сильная наука, кроме России. Никаких переговоров о присоединении российских астрономов к проектам GMT и TMT не велось никогда. А вот вопрос о вступлении России в Европейскую Южную обсерваторию обсуждался на самом высоком уровне, в том числе и при участии Владимира Путина. Для того чтобы стать членом ESO, России нужно внести около €150 млн в течение десяти лет. При этом большая часть этих средств может остаться в России в виде высокотехнологичных заказов. Так, руководители ESO, в том числе и директор обсерватории Тим де Зеу, в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» не один раз говорили о своей заинтересованности в том, чтобы находящийся в Подмосковье Лыткаринский завод оптического стекла принимал участие в создании зеркал для E-ELT.
Вопрос о вступлении России в ESO стал одним из центральных на мартовской встрече в Министерстве образования и науки, посвященной развитию астрономии и астрофизики в Российской федерации.
Там было показано огромное множество проектов, на что представители министерства во главе с заместителем министра образования и науки Людмилой Огородовой заметили, что, хотя все проекты интересны, нет финансовой возможности их поддержать и российское астрономическое сообщество должно прийти к единому мнению и определить приоритеты. Результатом заседания стало формирование рабочей группы, которая должна представить расставленный в виде рейтинга список мероприятий, направленных на развитие астрономии в РФ, с их бюджетом. В качестве срока назывался май, но к настоящему моменту, по информации «Газеты.Ru», подобный план еще комиссией не составлен.
Позднее в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» Людмила Огородова сказала, что, по ее мнению, России в плане астрономии «нужно занять собственную позицию и вступить, конечно, в какой-то из центров, а может быть, даже и во все», отметив, что «позиция должна быть обоснована... не только с точки зрения денег, которые мы потратим на это, а именно с точки зрения того, что мы хотим получить».
В настоящее время самый крупный оптический телескоп, расположенный в России, — это Большой телескоп азимутальный (БТА), который имеет диаметр зеркала 6 м.
Он расположен в горах Карачаево-Черкесии и является базовым инструментом Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук (САО РАН). Директор САО РАН Юрий Балега является ярым сторонником вступления России в ESO. Второй же по величине телескоп в стране, диаметр которого составит 2,5 м, должен вступить в строй нынешним летом. Этот инструмент сооружает Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга Московского государственного университета на плато Шатджатмаз недалеко от Кисловодска.