Купленная в середине 1990-х немецкой парой в антикварном магазине миниатюрная модель человеческого черепа вполне могла быть сделана Леонардо да Винчи, говорится в статье, опубликованной в научном журнале Wiener Medizinische Wochenschrift. В настоящий момент исследователям практически удалось доказать это, подтвердив, что миниатюрный череп был создан в эпоху Ренессанса. В то же время некоторые ученые считают, что говорить об атрибуции — установлении подлинности произведения и его авторства — еще рано.
Сама модель представляет собой точную копию человеческого черепа, отличающуюся от настоящего только размером — она в три раза меньше. Кроме того, у модели отсутствуют нижняя челюсть и скула, рассказывается в статье, размещенной на научном портале LiveScience.
«Это как выбирать машину: только открыв ее капот, можно оценить ее достоинства», — рассказал доктор Стефаан Миссине, независимый исследователь из Бельгии, занимающийся коллекционированием средневековых и ренессансных диковинок.
По его словам, череп сделал человек, обладавший очень широкими познаниями в анатомии.
Сам Леонардо да Винчи уделял немалое внимание изучению человеческой анатомии. Иногда он даже препарировал трупы, предполагая, что это поможет ему лучше передать некоторые детали во время написания картин. Однако, несмотря на всю прогрессивность, в работах Леонардо имеются определенные анатомические неточности, характерные для всех произведений эпохи Возрождения. Так, да Винчи считал, что швы черепа в районе глазниц направлены вовнутрь, поскольку глаза являются зеркалом души.
Подобные ошибки имеются и на анатомических рисунках, сделанных Леонардо в 1489 году. Не обошелся без них и череп, что отчасти и заставило исследователей приписать его создание да Винчи.
Сам Миссине уверен, что череп был создан Леонардо в 1508 году и являлся квинтэссенцией меланхолии и провокацией, присущей мастеру. Примерно в это время да Винчи начал испытывать проблемы со зрением, а череп мог бы напоминать ему о бренности бытия. В то же время у модели отсутствует один зуб, что могло являться своего рода хулиганской деталью. Кроме того, наличие иридия в этой модели позволяет утверждать, что он был вырезан не из цельного камня, а сделан из смеси на основе агата.
Наконец, упоминание такого черепа содержится в инвентаре, составленном Салаи — близким учеником Леонардо.
В то же время другие ученые не разделяют оптимизма Стефаана Миссине. Так, профессор Майкл Кваккельштейн из голландского Института искусствоведения, изучавший череп в конце 1990-х, не готов приписывать его авторство да Винчи. По его словам, не сохранилось ни одной скульптуры Леонардо, посему не стоит говорить и об авторстве гениального итальянца в отношении черепа.
Еще один эксперт по да Винчи — почетный профессор искусствоведения в Оксфорде Мартин Кемп — смущен тем, что череп выполнен в намеренно гротескной манере. По его словам, Леонардо любил наблюдать странные и даже уродливые лица, но никогда не переносил их в свое творчество. Более того, анатомические эскизы, выполненные великим флорентийцем, всегда были предельно аккуратны и симметричны.
«Если бы Леонардо сделал этот череп, там бы была и щека, и скула. А это какая-то ренессансная безделушка, которую хотят подороже продать», — резюмировал Кемп.
Вновь открытые работы, которые приписывают да Винчи, появляются в среде искусствоведов чуть ли не каждую неделю. Однако большинство из них не имеют отношения даже к эпохе Ренессанса, поскольку являются «новоделами». А дискуссия вокруг якобы сделанного Леонардо черепа по-прежнему продолжается.