27 мая 1784 года Екатерина II подписала первый генеральный план Одессы: с этого момента началась история одного из самых важных морских портов на Черном море.
Россия в последней четверти XVIII века активно присоединяла Причерноморье. В 1783 году армия империи заняла Крым, таким образом избавив от опасности нападений степи в низовьях Дона и Днепра. Началось освоение Новороссии — там начали селиться русские и частично немецкие колонисты. Привлекали их туда плодородные земли: очень быстро южные губернии России стали растить хлеб на экспорт.
Однако, в отличие от Балтики, никакой портовой инфраструктуры на южных берегах не было, поэтому при Екатерине началось активное городское строительство.
Города получали античные названия — таким образом Петербург готовился к реализации главного идеологического проекта царствования Екатерины, «Греческого проекта». Так как в многочисленных войнах русская армия оказывалась сильнее турецкой и войны заканчивались присоединением все новых и новых земель, то возникла идея о воссоздании «Греческой империи» со столицей в Константинополе и с двоюродным братом императрицы Константином на престоле.
Новые названия «под антику» получили Гезлёв (ставший Евпаторией в честь Митридата Евпатора), Кафа (ставшая Феодосией в честь византийского императора Феодосия) и другие населенные пункты. Греческие имена получали вновь заложенные города — Севастополь и Симферополь в Крыму, Херсон — в низовьях Днепра.
Не стала исключением Одесса: заложенная на месте татарского поселения Хаджибей и названная в честь античного города Одессос.
Ей пришлось выдержать конкуренцию за право появления на свет с Очаковом — крепостью, взятой русскими войсками у турок в ходе войны 1787–1791 годов. По Ясскому миру Турция признавала присоединение к России Крыма, Кубани и Северного Причерноморья с Очаковом. Однако партия, которую возглавлял неаполитанский иммигрант Де Рибас, интригами склонила императрицу к тому, чтобы построить новый порт на берегах Хаджибейского залива.
Козырем Одессы стало расположение на удобном берегу, позволявшем контролировать устья Буга и Днестра, а также защищенном от ветров.
«Уважая выгодное положение Хаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали мы нужным устроить тамо военную гавань вкупе с купеческой пристанью», — говорилось в рескрипте императрицы.
Путь небольшого поселения к столице Юга России не был так уж прост. В 1796 году скончалась Екатерина II. Ее наследник — Павел I приказал «комиссию южных крепостей и Одесского порта упразднить». Однако уже закрепившиеся на черноморских волнах купцы от имени магистрата отослали «высочайшему двору апельсинных фруктов самого лучшего сорта три тысячи». Императору присланные дары пришлись по вкусу, и ходатайство одесситов на 25-летний заем для достройки порта было удовлетворено.
Смерть Павла в 1801 году стала для Одессы началом периода бурного роста. Александровское правительство видело огромные перспективы в этом городе — не только для экспорта товаров из Волыни, Подолии и Украины, но и для импорта из средиземноморских стран и Турции. Министр коммерции князь Гагарин писал про Одессу: «Сие место дано от Бога России золотым источником».
В возвышении Одессы сыграл роль и «человеческий фактор»: в начале XIX века ее градоначальником стал французский иммигрант герцог Ришельё, который добился снятия налогового бремени с города и сделал его центром Новороссийского генерал-губернаторства.
Одесса быстро стала крупным торговым портом. Военное присутствие там стало незначительным – залив достаточно хорошо просматривался, и военные корабли там были бы уязвимы для противника. Этим Одесса отличалась, к примеру, от Севастополя, бухта которого была прекрасным убежищем для военного флота. Поэтому коммерческий порт Севастополя был невелик, а в 1899 году и вовсе переведен в Феодосию – город на юго-востоке Крыма. Отсутствие в Одессе значительных военных объектов позволяло сделать порт открытым для судов под иностранными флагами. Привлекало иностранных торговцев и то, что он находился в статусе порто-франко — гавани без обложения импортных товаров налогами — с 1819 по 1859 год.
Основой одесской экономики стал вывоз зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Город называли пшеничным городом, хлебным портом.
В конце XIX века к этому добавился экспорт металла из Донбасса: как раз в это время на экономической карте империи появляется Донецко-Криворожский промышленный район, богатый углем и рудой.
Вывозить продукцию многочисленных металлургических и обрабатывающих заводов было удобно по железной дороге в Одессу и далее морем конечным покупателям в Европу и Америку. Впрочем, Одесса конкурировала за эти потоки с Мариуполем и Новороссийском.
Одесса с самого начала своего существования стала «регулярным» городом. Ее строили по плану — поэтому многие улицы в центре Одессы пересекаются под прямым углом. Но в XIX веке рационализм екатерининской эпохи был разбавлен экспериментами местных купцов. В конце XIX века в городе появился Оперный театр в стиле венского барокко, а с 1910 года по Одессе начал ходить электрический трамвай.
По переписи населения 1897 года Одесса была четвертым по населению городом Российской империи, уступая лишь Петербургу, Москве и Варшаве. Это был крупный промышленно развитый центр. Еще одна особенность Одессы — ее многонациональность и портовый космополитизм. Греческая, еврейская, болгарская и молдавская диаспоры вносили вклад не только в экономику Одессы, но и в ее культуру и язык, ставший общеизвестным благодаря, к примеру, рассказам И. Бабеля.
В годы Гражданской войны Одесса неоднократно переходила из рук в руки и стала центром французского присутствия.
Но уже весной 1919 года французы начали выводить свои войска, а вместе с ними из города потекла эмигрантская река. В советское время Одесса, хоть и была областным центром, оставалась все же украинской провинцией. Так, в Одессе не построили метро, хотя город был миллионником (в отличие от Харькова и Днепропетровска, где метро есть).
Однако одесский колорит сохранялся: его разносили по Союзу тысячи отдыхавших в городе и его окрестностях, кроме того, популярными были многие романы и рассказы одесских писателей — сатирическая дилогия И. Ильфа и Е. Петрова об Остапе Бендере, тетралогия В. Катаева «Волны Черного моря» и другие.
После распада Союза Одесса пережила новую волну эмиграции. Многие ее жители считают, что старой Одессы больше нет. Но они же уверены, что Греция, Израиль и Брайтон-Бич во многом стали заповедниками старой Одессы, ее специфического говора и юмора.