«Газета.Ru» обсудила с кандидатом исторических наук, историком, петербургским краеведом, писателем и общественным активистом Львом Лурье малоизвестные и спорные эпизоды Великой Отечественной войны.
— Как вы могли бы оценить изменение восприятия образа Великой Отечественной войны в России после распада СССР? Как и кем он эксплуатируется?
— Если говорить собственно об истории, о сумме фактов и мнений — не изменилось практически ничего. Все мыслимые конструкты и подавляющее большинство документов к 1991 году были доступны не только профессионалам, но и многим квалифицированным любителям.
И все идеологемы уже были в ходу: Сталин планировал наступление первым, причина войны — пакт Молотова — Риббентропа, между СМЕРШем и СС мало разницы. Или, наоборот: «бандеровцы» – фашисты, ленд-лиз не имел большого значения, в войне виноваты евреи.
— Как часто, на ваш взгляд, имеют место фальсификации истории в этом контексте и как с ними бороться?
— «Фальсификация» — неточный термин.
Вся мыслимая история всегда и везде мифологизирована, от античности до путинской России. Бороться можно только просвещением и публикацией источников.
— А как война сказалась на ленинградской интеллигенции?
— У выживших, не исключая и интеллигенцию, выработалось представление о блокаде как об уникальном, невиданном опыте героизма и страдания. Так евреи вспоминают холокост.
— Возникает следующий вопрос: какие мифы о блокаде Ленинграда вызывают у вас наибольшее раздражение?
— Я не думаю, что в блокаде был виноват Сталин. Это зверство — на совести нацистов.
— Если вернуться к нынешней повестке дня, то как вы оцениваете постановку вопроса в ставшем резонансным опросе телеканала «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов)?
— Вопрос «Дождя» свидетельствовал о невежестве редакторов телеканала. Немцы брать город категорически не хотели, а вот Сталин какое-то время считал, что сдать придется.
Поэтому вопрос «Надо ли было сдать»? — бессмысленный и бестактный.
— Какие неизвестные моменты Великой Отечественной войны, по-вашему, нуждаются в наибольшем освещении?
— История Великой Отечественной войны написана необычайно поверхностно. Необходимо перевести на русский немецкие источники и шире открыть российские архивы.
А загадки все те же — как проспали нападение? Что произошло с Советской армией между 1941 и 1943 годами, как наши офицеры научились бить немцев? Что думали люди в тылу и на оккупированных территориях?
— Возможно ли примирение жителей бывшего СССР, воевавших по разные стороны, и что для этого нужно? Не усиливает ли противоположный эффект информация пропагандистского характера, появляющаяся в СМИ в связи с событиями на Украине?
<4>— Массовые убийства евреев на территории Прибалтики и Украины вряд ли в ближайшие десятилетия найдут позитивный отклик в Израиле, а гуманитарные катастрофы в Ленинграде и немецких лагерях для военнопленных – в России. Литовцы и украинцы будут помнить расстрелы и депортацию. Время — лучший лекарь. Вопрос об Украине и «бандеровцах» не требует особых комментариев — отвратительная пропаганда.
— Вопрос личного характера — празднуете ли вы 9 Мая? Если да, то как и где?
— В рюмочной: приму 100 грамм, помяну павших.