Британская GlaxoSmithKline, один из крупнейших в мире производителей лекарственных средств, в очередной раз оказалась в центре коррупционного скандала. Претензии не новы: фармацевтический гигант обвиняют в подкупе европейских врачей с целью продвижения лекарственных средств собственного производства.
Семь польских медиков подозреваются в том, что они получали деньги от сотрудника GlaxoSmithKline. Им якобы выплачивалось материальное вознаграждение за то,
что в 2010–2012 годах эти врачи выписывали пациентам лекарство от астмы «Серетид».
Компания заявила, что в настоящее время один из ее специалистов наказан, а руководство всемерно сотрудничает со следствием. Если подозрения подтвердятся, GlaxoSmithKline окажется нарушившей и британский закон о взяточничестве, и закон США о коррупции за рубежом, которые запрещают иностранным компаниям осуществлять выплаты госслужащим стран, в которых они ведут деятельность.
«Есть простое правило. Мы платим врачам — они дают нам рецепты. Мы не платим врачам — и не видим рецепты на наши препараты»,
— приводит «Би-би-си» слова бывшего торгового представителя GSK. «Мы не можем прийти к доктору и сказать: «Я хочу еще 20 рецептов». Поэтому мы готовим для них соглашение: мы платим им 100 фунтов, но ожидаем более 100 рецептов за лекарство. Это взятка», — говорит он.
По его словам, хотя на бумаге выплаты идут на образовательные услуги, врачи понимают, что в ответ должны выписать определенное количество рецептов. Прокурор польского города Лодзь в документах, переданных GSK местным врачам, нашел доказательства незаконных выплат более чем в десяти медицинских учреждениях, где для пациентов не проводилось никаких «образовательных» проектов. «Мы нашли свидетельства, что более чем в десятке случаев имела место закамуфлированная взятка», — заявил представитель прокуратуры Кшиштоф Копаня.
Один из врачей в настоящее время уже признал вину, был оштрафован и получил условное наказание.
Он рассказал, что под давлением GSK получил взятку за лекцию, которую никогда не читал: «Они продолжали уговаривать, а я всего лишь человек».
Компания утверждает, что проводила в Польше тренинги по улучшению диагностических стандартов и медицинского обслуживания в сфере респираторных заболеваний в 2010–2012 годах. «Занятия проводились профессионалами, которые в соответствии с контрактами получали выплаты, соответствовавшие объему работы, знанию и опыту», — говорится в заявлении компании.
В 2012 году GlaxoSmithKline пришлось выплатить крупнейший в истории США штраф для фармкомпаний ($3 млрд) за продвижение препаратов с недоказанными лечебными свойствами.
В начале апреля руководство GSK уволило нескольких своих китайских сотрудников после очередного коррупционного скандала. КНР обвинила производителя в выплате в общей сложности $500 млн местным врачам в качестве поощрения за предпочтение «нужных» препаратов.
Прошлым летом компания признала ряд нарушений, назвав их «позорными».
А на прошлой неделе GlaxoSmithKline начала собственную проверку по поводу подкупа врачей на новом развивающемся рынке Ирака. Компанию подозревают в том, что она нанимала иракских врачей, работающих в системе государственного здравоохранения, и аптекарей, доплачивая им за то, чтобы они выступали в качестве ее торговых представителей.
«Это прочное сращивание фармацевтического бизнеса с врачами, которое имеет место быть в наших странах. Это «сотрудничество» приводит как к открытым формам подкупа медицинского персонала (проценты от проданных по рецепту врача лекарств попадают в его карман от медпредставителей компаний — производителей лекарственных препаратов) либо к скрытым формам такого псевдосотрудничества (например, могут предлагать мобильный телефон современной модели за определенное количество выписанных рецептов дорогого лекарства и другие формы подобного «сотрудничества»)», — отметил белорусский врач-терапевт Павел Шкутко в лекции на «Газете.Ru».