4 февраля 2004 года появились первые аккаунты в Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена). Основанная студентом Гарвардского университета Марком Цукербергом социальная сеть стала синонимом любого подобного ресурса, продуктом, изменившим не только интернет, но и жизнь людей в целом. История создания Facebook стала основой для фильма «Социальная сеть», вышедшего на экраны в 2010 году.
Кока-кола, «Макдоналдс» и Facebook
Основателями проекта стали программист Марк Цукерберг, который ходил на курсы IT и «скромно» называл себя «хакером по призванию», и его соседи по комнате в общежитии Гарвардского университета — Эдуардо Северин и Джастин Московитц. Изначально сеть задумывалась как социальная игра – в нее допускались только выпускники Гарварда. Лишь с осени 2006 года регистрация в Facebook стала свободной для всех граждан старше 13 лет, имеющих адрес электронной почты.
Facebook стал очень успешным коммерческим предприятием: после Google сейчас это второй по посещаемости сайт мира, по данным американского портала Alexa.com, опережающий видеохостинг YouТube и портал Yahoo!. В октябре 2012 года Facebook преодолел отметку в 1 млрд регистраций. В России, правда, проект оказывается, по данным Alexa, лишь на 8-м месте, уступая другим социальным сетям – «Одноклассникам» и «ВКонтакте». «Пользователь Facebook в России — это образованный человек, у которого есть стабильная работа и загранпаспорт, скорее всего он живет в Москве или Санкт-Петербурге» — такую точку зрения высказал заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета (МГУ) Иван Засурский в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru».
Но с точки зрения стороннего наблюдателя важнее не это: Facebook стал чем-то вроде имени нарицательного для любого интернет-проекта. У американского проекта затем появились последователи — например, российская сеть «ВКонтакте», но они конкурируют с FB только на локальных рынках. Facebook же глобален и стал еще одним символом западного образа жизни — наряду с «Макдоналдсом» и кока-колой.
Новые алгоритмы
«Причина успеха Facebook в том, что он сумел привлечь к себе и интегрировать пользователей, которые не пишут, потому что текст — это сложная система, и далеко не все пользователи создают тексты для удовольствия: таких от 2 до 20% аудитории интернета», — считает Засурский. Это произошло, по его словам, за счет комбинации разных факторов: системы репостов, удобной возможности выкладывать фото и видеоматериалы.
Кроме того, у Facebook есть еще одно преимущество, добавляет Засурский. Это система фильтрования ленты пользователя. «У основных конкурентов — Livejournal и «ВКонтакте» — фильтр устроен последовательно, то есть посты «френдов» следуют по времени их опубликования. Это неудобно для тех, у кого много сетевых связей, так как что-то важное лично для пользователя может быть погребено в глубине его ленты», — рассказывает заведующий кафедрой на журфаке МГУ.
Facebook же с помощью соответствующих алгоритмов ставит наверх ленты посты, которые в наибольшей степени интересны пользователю.
Популярность ресурса у обычных пользователей объясняется рядом факторов: возможностью поддерживать старые знакомства на расстоянии, облегчение поиска единомышленников, возможность относительно бесцензурно высказать свое мнение.
Психологи против Facebook
Впрочем, есть у Facebook и свои критики. Наиболее последовательно критикуют социальную сеть психологи. Они отмечают, что у людей формируется зависимость от интернета в том числе и из-за получаемых на Facebook впечатлений. Еще в 2009 году первая клиника для лечения зависимости от сети была открыта в США. Психологи также считают, что Facebook способствует развитию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей. А исследователи из Мичиганского университета (США) и Лейвенского университета (Бельгия) показали, что интенсивность общения в Facebook и других социальных сетях прямо пропорциональна недовольству жизни.
Кроме того, Facebook, как и другие социальные сети, как правило, отражают парадную сторону жизни. Это может травмировать пользователей с низкой самооценкой.
Социальная сеть становится площадкой для распространения лженауки, ее начинают использовать для обмана (так, многие объявления о том, что кому-то необходима кровь для переливания с указанием телефонного номера, оказываются фальшивыми, а звонки на подобные номера платными). Пользователи к тому же, за счет системы лайков, могут достаточно много рассказать о себе и стать мишенью кибермошенников.
Впрочем, все эти опасности не останавливают людей. Пользователи ресурса с доверием относятся к социальной сети — поэтому размещение объявления, призывающего прийти проголосовать на выборах в конгресс США, с учетом эффекта сетевого домино принесло порядка 1 млн дополнительных голосов.
Реализация в комментировании
Нельзя не отметить и то, что соцсети становятся благодатной площадкой для самовыражения озлобленных людей. Часто свои неудачи они переносят из реальной жизни в виртуальную, и это становится проблемой для окружающих.
«Мы все нуждаемся в том, чтобы окружающие реагировали на наши слова и действия. Мне хочется как-то выразить себя и обязательно получить какую-то реакцию на это, потому что это означает, что я есть. Конечно, в идеале это выглядит таким образом — я высказываю свое мнение по важным для меня вопросам важным для меня людям, выразить себя так, как мне хочется, и в ответ получить понимание и принятие, — считает кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии воспитания Московского института открытого образования (МИОО) Екатерина Мухаматулина. — Однако такая возможность есть далеко не у всех - что греха таить, она есть у очень небольшого количества людей. А быть » видимым» все-таки хочется. Жизнь в соцсетях в таких случаях воспринимается как выход из проблемы. Во-первых потому, что для этого мне не нужно предпринимать усилия по поиску реальных людей, интересующихся тем же, что и я. А во-вторых, я избегаю риска получить травмирующую обратную связь. Ведь я всегда могу выйти из ситуации, если она начнет накаляться. Но даже и в соцсетях есть люди, открыто проявляющие себя — они активно размещают информацию, проявлять инициативу в выражении своего мнения.
А есть те, кто боится даже интернетной обратной связи, а проявить себя все-таки хочется. Такие люди уходят в комментирование.
Ведь в таком случае ситуация наиболее безопасна и безответственна. А возможность безответственности — это всегда благодатная почва для хамов, ведь в этом случае не велика опасность, грубо говоря, получить по физиономии от оппонента».
Подобные механизмы, отмечает специалист, работают и в ситуации, когда пользователи соцсети могут оставить комментарий на какой-либо площадке, например к заметке в СМИ.
Facebook против политики
Тот факт, что Facebook является уникальной базой данных более чем миллиарда пользователей, не мог не привлечь внимания спецслужб: в минувшем году бывший сотрудник американского Агентства национальной безопасности (АНБ) Эдвард Сноуден сообщил подробности того, как агентство собирает информацию из адресных книг миллионов пользователей. Российские правоохранительный органы Facebook интересует с другой стороны — на предмет наличия в этой сети экстремистского контента. Введенные 1 февраля 2014 года новые нормы закона о СМИ позволяют блокировать сайты без решения суда, и, очевидно, что основной интерес силовиков вызовут именно социальные сети. В недавнем интервью «Газете.Ru» глава Роскомнадзора Александр Жаров пояснил позицию государства на этот счет: «Как показывает практика организации массовых беспорядков в России, в том числе прошлогодние события в Западном Бирюлеве, на Манежной площади, или зарубежные примеры — в Турции, в Великобритании, на Ближнем Востоке, в Греции, на Украине, — социальные сети играют организующую роль».
Соответственно, в настоящее время доступ к Facebook закрыт в Китае, Иране, Туркмении и ряде других стран.
Впрочем, политологи и социологи до сих пор активно спорят о том, можно ли называть революции на Ближнем Востоке (в Египте, Тунисе, Ливии и других странах) спровоцированными социальными сетями. Впрочем, у ряда ученых на этот счет другое мнение. Так, согласно исследованию испанских ученых, опубликованному в Nature, социальные сетевые сервисы пока не предлагают протестующим никаких новых инструментов для изменения реальных соцсетей — то есть общественного строя, и ключевыми сетевыми героями продолжают оставаться офлайн и улица.
Считается, что активность людей в социальных сетях вовлекает ранее нейтрального пользователя в процесс, кроме того, социальные сети за счет мобильного интернета и соответствующих приложений могут мгновенно сообщать информацию.
Но для большинства исследователей социальная сеть видится лишь инструментом.
«Facebook замыкает сообщества, то есть каждый читает преимущественно людей своего круга, как кажется, в этих ситуациях важнее YouТube, который давал наглядные картинки, но при этом не считался ангажированным», — отмечает директор Центра сравнительных исторических и политологических исследований Алексей Гилев. «Кажется, что это просто новая технология для чего-то, что прежде работало другими путями», — добавляет он.
Впрочем, Facebook занимает принципиально аполитичную позицию. «Это бизнес-проект, для них политика не представляет интереса, более того, желание инвесторов больше зарабатывать, в том числе за счет продвижения спонсируемых постов, размывает алгоритм, когда интересный материал постоянно перед глазами пользователя», — считает Иван Засурский.
«Газета.Ru» приглашает читателей принять участие в опросе на тему: «Что для вас Facebook?» Самые интересные ответы будут опубликованы в «Газете.Ru».