Китай стал третьей страной, осуществившей мягкую посадку на Луну впервые за последние 37 лет. В последний раз естественный спутник Земли удостаивался такого визита в 1976 году, когда на его поверхность для сбора грунта приземлилась советская автоматическая станция «Луна-24».
После этого в изучении Луны наступило затишье: к ней либо посылали исследовательские орбитальные аппараты, либо что-то разбивали о поверхность.
Под пристальным вниманием китайских средств массовой информации, да и всего мира луноход «Юйту» («Нефритовый заяц») съехал по двум специально откинутым фермам и отделился от спускаемого модуля «Чанъэ-3», который доставил его на лунную поверхность несколькими часами ранее. В 23.42 по пекинскому времени в воскресенье 6-колесный луноход переместился примерно на 9 м к северу от спускаемого модуля,
после чего луноход и спускаемый аппарат устроили перекрестное фотографирование друг друга.
На кадрах, распространяемым китайским телевидением, – радость сотрудников центра управления полетами, которые хлопают в ладоши и фотографируют друг друга на телефоны.
А на кадрах, передаваемых спускаемым аппаратом, – луноход, который, судя по следам, уже успел развернуться и показать всему миру китайский флаг, закрепленный на его борту.
«Я заявляю о полном успехе миссии «Чанъэ-3», — объявил накануне Ма Синжуй, глава китайской лунной программы, во время прямой трансляции из Пекина.
С момента своего прилунения спускаемый аппарат и луноход передали на землю уже более 4600 снимков друг друга и лунной поверхности.
Теперь луноход раскрыл свои солнечные батареи, от которых и будет питаться следующие три месяца, начал объезд спускаемого аппарата и вскоре приступит к научной работе в Заливе Радуги – крупном ударном кратере в Море Дождей, заполненном застывшей базальтовой лавой.
Примечательно, что в 1970 году к юго-западу от Залива Радуги сел первый советский луноход, первый в истории планетоход, работавший на поверхности другого небесного тела.
Похоже, придуманная тогда советскими конструкторами шестиколесная схема себя оправдала, и теперь все внеземные роверы используют три пары колес: такими были «Луноход-1» и «Луноход-2», американский миниатюрный марсоход Sojourner, близнецы Spirit и Opportunity, а также самый совершенный марсоход NASA Curiosity.
В отличие от советских луноходов, почти не имевших на борту научного оборудования, китайский «заяц» более совершенен. На его борту имеется радар, с помощью которого он будет изучать подповерхностные слои лунного грунта. Помимо радара, который способен просвечивать грунт на глубину до 30 м, луноход снабжен двумя панорамными камерами, а также рентгеновскими и инфракрасными спектрометрами, способными анализировать состав лунных образцов.
Луноход массой 120 кг способен преодолевать уклоны 30 градусов и ехать со скоростью 200 м/ч.
Если советские луноходы снабжались энергией от радиоизотопных источников, китайский будет двигаться лишь за счет энергии солнечных батарей, хотя в ночное время некоторые приборы будут обогреваться за счет изотопа плутноия-238.
Однако сами китайцы рассматривают эту миссию как подготовку к возвращению на Землю в 2017 году миссии по доставке лунного грунта и запуску китайских астронавтов на Луну уже в следующем десятилетии. По словам аналитика американского исследовательского центра Heritage Foundation Дин Ченя, китайская космическая программа – отличный пример, демонстрирующий «всестороннюю национальную силу». «Взгляните на то, как часто китайцы запускают пилотируемые миссии, – почти каждый год! Мы делаем то, что только двум странам удалось сделать когда-то, – США и Советскому Союзу», — считает он.
Однако то, какими шагами движется Китай в освоении космоса, позволяет ожидать грядущих успехов. «Опоздавшие обгоняют впередиидущих» — старинная китайская пословица, которой две тысячи лет. Сегодня «Чанъэ-3» опустился на Луну, а «Нефритовый заяц» уже катится по ее поверхности. В отличие от двенадцати советских и трех американских неудач Китай сделал это одним махом. Это восхитительно!» — так прокомментировал успех китайской космонавтики Ли Ао, тайваньский писатель и общественный деятель.