Всякий слышал знаменитую одесскую максиму о том, что хохма, рассказанная во второй раз, уже не хохма. Телеканал «Россия», похоже, решил ее опровергнуть и выпустил в телеэфир фильм «Вода. Новое измерение». Новых измерений там, правда, не обнаруживается, и фактически это ремейк документального бестселлера 2006 года под названием «Великая тайна воды», собравшего в том году аж три «Тэффи».
Надо полагать, на этом фильме Вторая Кнопка тоже надеется сорвать пару-тройку очередных «Тэффи». Потому что это не хохма.
Это все тот же бред про воду, которая все помнит, все чувствует, на все реагирует, делает здоровыми и счастливыми, если мы несем добро, и обрушивает на нас всяческие напасти, если мы полны злобных мыслей.
А бред, как известно, от повторения лишь крепчает.
Фильм начинается с рассказа о жителях пустыни, из последних сил бредущих по раскаленному песку в поисках хотя бы капли воды. В тот момент, когда все уже отчаялись найти воду, они вдруг выходят на берег моря. Они пляшут и радуются как дети, но авторы то ли забыли, то ли решили не вспоминать о том, что пить такую воду нельзя.
Как и оригинал 2006 года, фильм «Вода. Новое измерение» выполнен очень грамотно. Прекрасная музыка, голос за кадром настолько убедителен, что с его помощью можно продавать акваланги в Сахаре, множество умных цитат из Платона, Плиния Старшего, Эйнштейна и, разумеется, великого Леонардо. И главное, как и в первом фильме, здесь представлено множество ученых, на все лады воспевающих чудодейственные свойства воды.
Набор относительно новый, но часто встречаются в нем и знакомые по первому фильму лица, например Виктор Инюшин из Казахстана, известный своим заявлением, что с помощью корешков и семян в кастрюле он умеет предсказывать землетрясения; Владимир Воейков из МГУ, заслуживший славу маргинального ученого, открыв у воды свойство гореть и, больше того, заявляющий, будто без воды вообще ничто гореть не может.
Разумеется, не обошлось без доктора технических наук Константина Короткова, действительного члена РАЕН, который заявляет, будто изобрел прибор, измеряющий «энергетику воды», но не поясняющий, что означает этот новый для науки термин, да и с самим прибором так и не познакомивший никого. Есть, конечно, и новые персонажи: среди них, например, швейцарец Расмус Гаупп-Бергхаузен, изучающий влияние классической музыки на структуру воды.
Возглавляет всю эту компанию Эмото Масару из Японии, обозначаемый в титрах фильма как «исследователь». Как и в первом фильме, он здесь главное действующее лицо.
С научным багажом специалиста-международника по американо-китайским отношениям, этот «исследователь» представляет собой основателя новой религиозной секты, продающего «намоленную» воду по $35 за 150 граммов.
Этой его идее о том, что вода все запоминает и ничего не забывает, и предлагают научное обоснование остальные участники фильма. Воспринимая настроение человека, она меняет свою структуру, и, если ее в такой момент заморозить, она складывается в кристаллы различной формы – красивые, когда ее любят, и уродливые, когда ее ругают. На музыку Моцарта и Баха она реагирует кристаллами разной формы, но в обоих случаях красивыми.
На зрителя обрушивается кумулятивный заряд информации, изрядно, впрочем, устаревшей: здесь вам и давно забытое приготовление живой и мертвой воды, здесь и сверхразбавленные растворы, немного пошумевшие да и, казалось бы, сгинувшие в середине восьмидесятых, здесь и чуть более свежий «разумный план» создания Вселенной, в котором воде отводится роль вселенского генома, заряженного божественными заповедями…
Повторимся, фильм сделан если не талантливо, то настолько профессионально, что это почти граничит с искусством.
Это, конечно, не жар души, но вдумчивая работа эрудитов и интеллектуалов, посвященная намеренному обману — тому, чтобы сделать людей невеждами. Интеллект на службе глупости – вот что подло и отвратительно. «Очень интересное видео», — прокомментировала пользователь YouTube Ирина Леонтьева фильм, выложенный в интернете.