На протяжении относительно длительного периода времени считалось, что большее, чем у остальной Европы, генетическое разнообразие проживающего на юге населения обусловлено произошедшей около 22 тысяч лет назад массовой миграцией. Последняя была связана с изменениями климата, которые привели к резкому потеплению на юге Европы, что способствовало быстрой реколонизации региона.
Также большой популярностью в научной среде пользовалась концепция смешения южноевропейцев с переселенцами с Ближнего Востока, которые, как считается, практически заполонили Средиземноморье в период неолита.
Недавнее исследование ученых из барселонского Университета эволюционной биологии опровергло эти теории. Оно доказывает, что
наиболее важный вклад в разнообразие генов у южноевропейцев внесли жители севера Африки.
В исследовании, целью которого стало подтверждение влияния «генетических потоков» из африканского и ближневосточного регионов на современный уровень генетического многообразия жителей Южной Европы, приняли участие 2099 представителей 43 различных народностей, включая девять североафриканских, две европейско-еврейских, одну ближневосточную и тридцать европейских. Среди последних особенное внимание было уделено жителям Испании, в частности, баскам, канарцам и андалусийцам.
На первом этапе исследования учеными были получены данные однонуклеоидного полиморфизма от всех участников — для последующего выявления сходств и различий в последовательности ДНК у участвовавших в исследовании народностей.
Затем с помощью специального генетического алгоритма группирования были проведены сравнения аллелей для выявления исторических соответствий. Кроме того, для минимизации риска ошибок был проведен ряд повторных тестов с использованием специализированных компьютерных программ.
Как оказалось,
у современного населения европейского юга наблюдается крайне высокий процент генетического совпадения с жителями североафриканских стран.
Наибольшая генетическая близость с африканскими соседями наблюдается у жителей Испании и Португалии, там процент совпадения сегментов ДНК колеблется от стандартных для всей Европы 5% до рекордных 35%. Чуть меньше эта цифра составляет у жителей юго-восточной части Европы — там наивысший процент общих частей генов колеблется в районе 20.
Кроме того, крайне любопытным открытием для ученых стал тот факт, что проживающие к югу от Сахары народности имеют высокий процент совпадения геномов лишь с населением Канарских островов, в то время как с жителями материковой Европы общих сегментов ДНК у них почти не обнаружено.
Также учеными была выдвинута интересная теория, объясняющая причины столь низкого процента родства жителей севера Африки и остальной части Европы. По мнению исследователей,
главную роль тут сыграл крайне благодатный для земледелия климат Иберийского полуострова, а также неоднократно отмечавшаяся историками географическая изолированность региона.
По мнению исследователей, североафриканская миграция периода неолита сыграла ключевую роль в диверсификации генов южноевропейцев, что, в свою очередь, позволило избежать столь стандартных для остальной Европы негативных последствий близкого скрещивания и минимизировать риск связанных с ними генетических отклонений.