Романтические взаимоотношения взрослых людей достаточно хорошо исследованы. Подростковые же связи пока не стали объектом пристального внимания ученых. Тем более что мало написано об умении пар тинейджеров преодолевать конфликтные ситуации. Именно этот феномен подростковых отношений и стал объектом изучения группы голландских исследователей.
Раньше ученые предполагали, что молодежные пары, которые умеют разрешать конфликтные ситуации и успешно восстанавливают отношения после ссор, распадаются с меньшей вероятностью.
Тем не менее результаты исследования, опубликованного в научном журнале PLOS one, показали, что
вероятность разрыва отношений не зависит напрямую от умения разрешать конфликты и налаживать отношения после ссор.
К таким выводам голландские специалисты пришли, основываясь на эксперименте, участие в котором приняли 160 тинейджеров.
В рамках исследования из 10 голландских школ были отобраны 80 гетеросексуальных подростковых пар, средний возраст которых составил 15 лет, а средняя продолжительность романтических отношений — 8 месяцев. Получив согласие тинейджеров и их родителей, ученые приступили к эксперименту.
После заполнения индивидуальных анкет подростки помещались в комнаты, в которых
им было предложено самостоятельно выбрать из списка наиболее подходящие для них конфликтные ситуации, происходящие между подростками в романтических отношениях: опоздания на свидания, ревность, проблемы с родителем, плохие отношения партнера с друзьями, обманы/измена, денежный вопрос и др.
Далее партнеры должны были решить пять задач (на каждую задачу выделялось 5 минут). За 30 секунд до истечения времени тинейджеры слышали стук в дверь, что означало, что пора прийти к решению. В качестве разминки паре предлагалось обсудить гипотетическую ситуацию, в которой они являются обладателями миллиона евро. Вторая задача — нейтральная, например планирование совместной вечеринки. Третья — обсуждение проблемы, выбранной юношей. Четвертая — обсуждение проблемы, выбранной девушкой. Пятая — задача «с положительными эмоциями», подростки обсуждали счастливые воспоминания из истории своих взаимоотношений.
Процесс обсуждения снимался на видео, которое потом обрабатывалось специализированной программой, анализировавшей мимику, жесты, состояние речи, тем самым выявляя искренность демонстрируемых эмоций.
В процессе анализа использовались три показателя:
— общая продолжительность положительных эмоций после стука в дверь (который обозначал разрешение конфликта);
— общая продолжительность положительных эмоций при обсуждении положительной задачи (радостных воспоминаний);
— разница положительных эмоций при обсуждении конфликтной и неконфликтной ситуаций.
Как и предполагалось,
подростки испытывали больше положительных эмоций при обсуждении светлых воспоминаний, чем при решении конфликтной ситуации.
Исследование не ограничивалось одним экспериментом, ученые продолжали следить за парами. Им нужно было узнать, какие из пар распадутся и когда.
В итоге результаты показали, что у подростков, которые способны были разрешать конфликты или успешно налаживать отношения после них, было не больше шансов остаться вместе с течением времени, чем у остальных участников эксперимента. Следовательно,
вероятность разрыва отношений не зависит от умения решать проблемы и восстанавливать отношения после ссоры.
На основе полученных результатов ученые прежде всего сделали вывод, что у подростков меньше противоречий в парах, чем у взрослых людей, состоящих в браке. Кроме того, при возникновении конфликта подростки, как правило, склонны отрицать или преуменьшать его значение, тем самым минимизируя влияние конфликта на взаимоотношения. Следовательно, когда ссоры не происходят на регулярной основе, это может не отражать реальное значение конфликта для романтических отношений подростков и не являться причиной разрыва.
Во многих романтических отношениях между подростками речь не идет о долгосрочных обязательствах и привязанностях. Такие функции свиданий, как совместное времяпрепровождение и общение, являются более ценными.
В то время как в более зрелом возрасте пары связаны долгосрочными целями и обязательствами, отношения подростков в парах больше определяется рекреационными факторами, страстной любовью и физическим влечением.
Подростки лишь играют в отношения.
Со временем, когда уровень отношений изменится, цели переориентируются в долгосрочные и возникнут серьезные обязательства, тогда важность урегулирования конфликтов и процесс налаживания отношений после кризисных ситуаций станут более весомыми.