В ходе исследования, опубликованного в журнале Clinical Cancer Research, ученым удалось пролить свет на механизм возникновения онкологических заболеваний. По их мнению, ключевая роль в этом процессе принадлежит всего одному рецептору и одному ферменту. Медики полагают, что блокировка рецептора — фактора роста эпидермиса — вместе с блокадой циклооксигеназы (фермент, ответственный преимущественно за синтез медиаторов воспаления) позволит значительно снизить риск заболевания. Особенно это актуально для пациентов, уже имеющих предраковые состояния.
Препарат успешно прошел первую фазу клинических испытаний, и исследователи планируют продолжать работу.
Создатели новинки ничего не сообщают о возможности применения данного средства для лечения уже развившегося заболевания. Тем не менее последние достижения в терапевтической онкологии позволяют надеяться, что вскоре страх перед едва ли не самым опасным заболеванием уйдет в прошлое. Последние разработки европейских и американских ученых в области лучевой терапии рака позволяют говорить о возможности полного выздоровления пациентов, ранее считавшихся неизлечимыми. Многие из этих разработок скоро станут доступны в России.
Сегодня один из наиболее перспективных методов лечения онкологических больных — бор-нейтронозахватная терапия. Суть метода заключается во введении пациенту соединений бора — а точнее, определенной его формы, изотопа бор-10. Бор активно поглощается клетками опухоли (тут необходимо пояснить, что в основе терапии лежит еще один феномен: злокачественные клетки имеют намного более интенсивный обмен веществ, нежели нормальные, и это приводит к тому, что бора в них накапливается намного больше). Затем опухоль облучается потоком нейтронов. Доза облучения, получаемая при этом пациентом, оказывается очень низкой по сравнению со стандартной лучевой терапией. Зато при воздействии на атомы бора нейтроны запускают ядерную реакцию прямо в раковой клетке.
Как следствие, доза облучения, получаемая опухолевой тканью, оказывается в разы выше, чем для здоровой ткани.
В результате опухолевая ткань сильно нагревается изнутри, что немедленно приводит к ее гибели. Этим обеспечивается избирательное уничтожение раковых клеток.
В настоящее время усилия ученых направлены на создание химических веществ, обеспечивающих более интенсивную и, по возможности, максимально избирательную доставку бора в опухолевые клетки. К таким препаратам относится соединение бора с аминокислотой фенилаланином. Аминокислота, входящая в состав практически всех белков организма человека, быстро «протаскивает» бор прямо в ядро опухолевой клетки.
Так в нужный момент в самой уязвимой ее части происходит миниатюрный «взрыв», не оставляя ей шансов на выживание.
Как сообщила «Газете.Ru» старший научный сотрудник медицинского радиологического центра РАМН Елена Абакушина, метод позволяет уничтожать опухоли и их метастазы, практически не поддающиеся традиционному лечению. C его помощью удается эффективно воздействовать на меланому, опухоли головного мозга, проводятся испытания в лечении рака щитовидной железы, опухолей полости рта. В последние годы эта технология получила активное развитие в странах Европейского союза. Абакушина отмечает необходимость создания госпрограммы по организации таких радиологических центров и в России. «Вопрос лишь в том, станет ли Россия закупать готовую дорогостоящую импортную технику или будет адаптировать собственные ядерные технологии к медицинской практике. Первый шаг уже сделан в сторону импорта — центр лучевой терапии в Димитровграде решением правительства РФ должен быть оборудован бельгийскими ускорителями фирмы IBA. На первом этапе это позволит быстрее приступить к лечению онкобольных. В дальнейшем необходимо субсидировать собственные разработки и развивать ядерные технологии, радиологию и биомедицину», — резюмирует Абакушина.
Еще одним широко используемым видом лучевой терапии является протонная терапия, которая использует положительно заряженные элементарные частицы для облучения опухолевых клеток.
Протоны повреждают ДНК раковых клеток, изменяя заряд её атомов. В такой клетке неизбежно запускается апоптоз — «запрограммированная» клеточная смерть. Благодаря относительно маленькой массе, протоны мало рассеиваются в ткани, что позволяет снизить воздействие на окружающую здоровую ткань. Кроме того, большинство протонов с заданной им энергией имеют определенный пробег (расстояние, которое они способны преодолеть), и максимум радиационной дозы выделяется именно в конце этого пробега, что также позволяет снизить губительное влияние на здоровые ткани при прохождении через них пучка протонов. Помимо всего прочего, доза, воздействующая на окружающие ткани, может быть уменьшена путем вращения пучка частиц или самого пациента во время облучения.
Впервые предложение использовать ускоренные протоны для лечения раковых заболеваний предложил американский физик Роберт Р. Вильсон в 1946 году. В 1961 году циклотронная лаборатория в Гарварде начала сотрудничать с Центральной больницей штата Массачусетс. За период сотрудничества (до 2002 года) лечение прошли 9116 пациентов. В 1990 году в США был построен специализированный клинический центр протонной терапии в городе Лома-Линда, штат Калифорния (Loma Linda University Medical Center (LLUMC)). На сегодняшний день крупнейшими центрами протонной терапии являются Институт протонной терапии Среднего Запада в Университете Индианы, коммерческий Протонный онкологический центр им. М. Д. Андерсона в Университете Техаса и Институт протонной терапии Университета Флориды в Джексонвилле. Последний уникален тем, что расположен на поверхности земли. Во всех центрах, построенных до этого, протонный циклотрон располагали под землей для обеспечения радиационной защиты.
Основное достоинство данного вида корпускулярной терапии, то есть терапии частицами, — точность, с которой пучок протонов можно нацеливать на новообразования, лежащие в глубине тела.
Как уже было сказано, окружающие ткани получают самый незначительный урон при этом методе, что является существенным преимуществом протонной терапии над другими видами облучения, так как из-за избыточных радиационных доз часто при лечении одних опухолей возникают новые. Протонная терапия используется для лечения рака легкого, внутричерепных опухолей, опухолей в шейном отделе позвоночника, хондроидальной меланомы (опухоль глаза), артериовенозных мальформаций, опухолей предстательной железы, опухолей носовых пазух и т. д.
Главный недостаток протонной терапии — ее высокая стоимость. Постройка одного комплекса может стоить от 100 до 200 млн долларов, а расходы на лечение одного пациента составляют приблизительно 50 тысяч долларов.