По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд т газа — 50 трлн кубометров. А согласно исследованию ученых из геологических служб США и Дании, опубликованном в журнале Science в 2009 году, подо льдами Арктики залегает около 83 млрд баррелей нефти, что составляет 13% от мировых неразведанных запасов.
Этого количества достаточно для того, чтобы обеспечивать весь мир на протяжении почти трех лет при среднем ежегодном потреблении 30 млрд баррелей.
Но доминирует в структуре углеводородных запасов Арктики не нефть, а природный газ. Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1550 трлн кубометров (достаточно для удовлетворения мировых потребностей в течение 14 лет). При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа — у берегов России.
Согласно российским оценкам, основывающихся на результатах сейсморазведочных работ и бурения, большинство из которых были выполнены в 80-х годах, во времена СССР, запасы Арктики составляют порядка 100 млрд условных тонн газа и нефти.
Эксперты геологической службы США (USGS) считают, что в Арктике находится пятая часть неисследованных извлекаемых запасов нефти и природного газа. Потенциальные запасы нефти в этом регионе — 90 млрд барр., газа — 47,3 трлн куб. м, газового конденсата — 44 млрд баррелей. Всего в Арктике, по оценкам USGS, находится до 13% еще неоткрытых мировых запасов нефти и до 30 % — газа.
Россия, по оценкам USGS, обладает наибольшими среди арктических стран запасами углеводородов.
На районы, которыми Россия уже владеет или на которые претендует, приходится более 250 млрд баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте. Самые крупные суммарные запасы Арктики, согласно данным USGS, сосредоточены в Западно-Сибирском бассейне — 3,6 млрд барр. нефти, 18,4 трлн куб. м газа и 20 млрд барр. газоконденсата. За ним следует арктический шельф Аляски — 29 млрд барр. нефти, 6,1 трлн куб. м газа и 5 млрд барр. газоконденсата. Потом — шельф восточной части Баренцева моря — 7,4 млрд барр. нефти, 8,97 трлн куб. м газа и 1,4 млрд барр. газоконденсата.
Запасы арктического шельфа пока точно оценить невозможно.
«По некоторым оценкам, ресурсы шельфа Арктики сопоставимы с континентальными — около 20 млрд баррелей нефтяного эквивалента, — рассказывает аналитик ИК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. — Однако все это ресурсы категории D-1, коэффициент их перевода в доказанные запасы — 6,5%».
«Роснефть» в своей презентации к несостоявшейся сделке с ВР только запасы трех участков в Карском море оценивала в 35,8 млрд баррелей нефти и 10,3 трлн кубометров газа. «Если к этим цифрам применить коэффициент 6,5%, то на пике добычи только эти месторождения могут давать в год около 100 млн тонн нефти — одна пятая всей российской нефтедобычи, примерно столько в общей сложности добывает в год «Роснефть» на сегодня», — говорит Вахрамеев.
Основная проблема проведения геологоразведочных работ, а, значит, и оценки резервов - дороговизна исследований.
«Если стоимость бурения одной разведочной скважины в Западной Сибири на суше достигает 70 млн рублей, то в Арктике и на Дальневосточном шельфе речь идет уже о 150-200 млн долларов. Государство не сможет профинансировать геологоразведочные работы на шельфе, да это и неэффективно для государства. Это направление нужно отдать частным компаниям», — считает директор энергетического центра «Сколково» Григорий Выгон. Не случайно российская «Роснефть» привлекла к разработке ресурсов иностранных инвесторов – Statoil и ExxonMobil.
К 2020 году предполагаемая добыча на крупном месторождении «Роснефти» и «Эксонмобил» в Карском море может составить 15-20 млн тонн ежегодно. Это около 300- 400 тыс баррелей в сутки или всего 0, 4% от текущего мирового потребления (18% добычи Роснефти), оценивает Сергей Вахрамеев из «Метрополя». А работают на сегодняшний день в Арктике два проекта — «Приразломное» и «Штокман». «Приразломное» расположено в 60 км от берега, содержит 70 млн тонн извлекаемых запасов нефти. Запасы «Штокмана» еще более перспективны, там содержится природный газ и газоконденсат — всего 3,9 трлн кубических метров, месторождение входит в десятку крупнейших в мире. «При этом освоение ресурсов Арктики можно считать рентабельным при цене нефти выше 100 долларов за баррель.
Проблема в том, что большинство запасов углеводородов трудноизвлекаемы.
И даже с учетом налоговых послаблений, если цена нефти будет существенно ниже, все арктические проекты могут быть заморожены», — отмечает Вахрамеев.