Действие современных полиграфов, которые по-другому называются детекторами лжи, основано на синхронной регистрации параметров дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи и других физиологических параметров. Но вскоре у этих приборов может появиться не менее эффективный конкурент, который представляет собой простую видеокамеру, оснащенную термодатчиком высокого разрешения, а также программное обеспечение, содержащее определенный набор алгоритмов. Группа разработчиков из университетов Бредфорда и Аберистуита создала технически сложное устройство, которое для получения информации использует обычную видеокамеру и тепловой сенсор с высоким разрешением. При помощи ряда алгоритмов система почти в 70% случаев успешно определяет, когда человек говорит правду, а когда лжет.
Руководитель исследований профессор Бредфордского университета Хассан Югайл считает, что в реальной стрессовой ситуации показатель успеха будет достигать 90%, что как минимум сравнимо с полиграфом, если не превышает его эффективность.
Презентация технологии состоялась на Британском фестивале науки, который стартовал на этой неделе.
Данное изобретение основано на анализе движения мышц лица, а также кровотока под кожей. Созданию подобной технологии предшествовали несколько лет исследований неосознанного выражения эмоций человеком. «Мы просто объединяем хорошо налаженные методы отслеживания изображения предметов, последние достижения тепловидения и наши новые алгоритмы в одну операционную систему», — пояснил профессор Югэйл.
Впрочем, это изобретение было протестировано на добровольцах. По его результатам ученые признали, что устройство не будет абсолютно точным, так как оно фиксирует и анализирует только эмоции, а не сам факт лжи.
Впрочем, уже в этом году устройство может быть установлено в британских аэропортах, где в течение некоторого времени будет проводиться эксперимент с использованием этого устройства, сообщает BBC.
Исследователи отмечают, что в дальнейшем устройство может быть полезно спецслужбам.
Работы по распознаванию эмоций проводятся не только в Бредфордском университете. О подобном проекте недавно рассказывал журнал New Scientist, журналистка которого Сэлли Эди провела беседу с Розелинд Пикард, профессором знаменитых медиалабораторий Массачусетского технологического института (MIT Media Lab), главой группы «Эмоциональные информационные технологии» и одной из основательниц корпорации Affectiva.<1>
«Мы сидели в её кабинете в MIT Media Lab, и я задавала ей очень острые вопросы. Я начала подозревать, что, должно быть, я одна из самых толковых журналистов среди всех, кого она когда-либо встречала. Затем Пикард вручила мне пару специальных очков. И я, как только надела их, поняла, что воспринимаю всё совершенно неправильно. То, что выглядело как изумление, на самом деле было смущением и выражением несогласия. Хуже того, ей было до безумия скучно.
Я узнала всё это благодаря тихому голоску, нашептывающему мне в ухо из крошечного динамика, прикреплённого к очкам. Он рассказал мне, что Пикард «смущена» и «не согласна».
При этом над моим правым глазом мигала красная лампочка, встроенная в очки, чтобы предупредить меня, что следует прекратить говорить. Казалось, что я получила новое дополнительное чувство».
Это дополнительное чувство — прототип прибора, основанный на так называемой технологии чтения эмоций. Встроенная в очки камера размером с рисовое зёрнышко соединена с небольшим компьютером размером с аудиокассету. Камера отслеживает положение 24 «особых точек» на лице собеседника, а компьютер с помощью разработанного в группе Пикард программного обеспечения анализирует микровыражения его лица, сравнивая с базой данных и выдавая одно из шести базовых эмоциональных состояний: задумчивость, согласие, концентрация, интерес, несогласие и смущение. Прибор корректно определяет сиюминутные эмоции в 64% случаев. Это на 54% больше, чем обычный человек.
Стоит отметить, что Пикард и ее коллеги, разрабатывая прибор, думали отнюдь не об обычных людях, а о тех, кто страдает психологическими отклонениями, в частности, аутизмом.
Так, ученые смогли увидеть положительное влияние своих технологий во время обследования группы людей, страдающих синдромом Аспергера — лёгкой формой аутизма, характеризующейся замедленным эмоциональным и социальным развитием. Это заболевание, например, поклонники сериала «Теория большого взрыва» часто «диагностируют» у её главного героя Шелдона Купера. Исследования проводились в Центре исследования аутизма в британском Кембридже под руководством Симона Барона-Коэна, профессора опытной психиатрии и экспериментальной психологии, руководителя центра. «Это не было чудодейственным исцелением», – говорит он. Но люди с помощью технологий профессора Пикард приобрели дополнительные социальные навыки. Некоторые умения правильно читать эмоции «подопытные» сохранили и после того, как сняли очки.
Как бы то ни было, сообщения о приборах, подобных тем, что создали Розелинд Пикард и Хассан Югайл, означают, что в самое ближайшее время людям будет все труднее держать эмоции в себе. Даже если они проявят при этом выдержку во время обсуждения каких-то скользких тем, их реальное настроение может перестать представлять тайну для собеседника.