Под тезисом «в движении — жизнь» подпишется сегодня каждый. Но если от общих деклараций перейти к конкретике (какие движения имеются в виду и чьи конкретно жизни), разговор плавно перейдет в разряд риторической дискуссии. Кто-то, выполняя суточный план по двигательной активности, счел достаточным пройтись перед сном за сигаретами. Кто-то купил для этого велосипед, если киоск расположен далеко. Третий, возвращаясь обратно, заглянул в районную качалку, взял абонемент и через месяц слег с грыжей межпозвоночных дисков. Четвертый предпочел ничего не делать, ссылаясь на то, что «организмы у всех разные».
Другое дело — курение табака. Для дальновидных наций тезис «а дедушка курил и долго жил» окончательно перешел в разряд досужих домыслов в момент, когда под ним появилась, наконец, мощная доказательная база в виде масштабных статистических исследований, демонстрирующих в цифрах, что таких дедушек ничтожно мало, и сыгравших ключевую пропагандистскую роль в запуске нацпрограмм по жесткой регуляции продажи и потребления сигарет в США, Западной Европе и Японии.
А вот у физзарядки, которая по умолчанию рассматривается как что-то безусловно полезное для здоровья, такая же качественная и наглядная статистика отсутствует,
что автоматически переводит регулярно мелькающие заявления типа «10 минут пробежки — 1 дополнительный час жизни» в серую зону сплетен, не подтвержденных опытными данными.
Но и здесь ситуация меняется: теперь, чтобы доказать себе и окружающим, что размахивание гирей по утрам не пустая трата времени и сил, достаточно озвучить вслух некоторые цифры из сентябрьского номера The Lancet — второго по важности медицинского журнала в мире (импакт-фактор 33,63), публикующего первое масштабное исследование по оценке влияния физической активности на продолжительность жизни и здоровье, выложенное предварительно в онлайн.
Авторы статьи — сотрудники тайваньского Национального института по изучению здоровья, Китайского медицинского университета и тайваньского Национального спортивного университета — проделали действительно огромную работу по сбору и обработке данных.
В общей сложности их исследование охватило 400 тысяч граждан Тайваня, принявших участие в национальной программе еженедельного медицинского мониторинга, длившегося с 1996 по 2008 год.
Все участники были поделены на пять групп в соответствии с уровнем их физической активности — низким, средним, высоким, очень высоким и нулевым, объединившим людей, которые не уделяют время физическим упражнениями вообще.
Просчитав для каждой активной группы уровень смертельных рисков по сравнению с группой, игнорирующей занятия физкультурой (то есть сделав эту группу образцом сравнения), авторы высчитали и среднюю продолжительность жизни в каждой группе.
Цифры получились следующие.
Люди из группы с низкой физической активностью, уделяющие занятиям физкультурой 92 минуты в неделю (или примерно 15 минут в день) рискуют умереть по разным причинам в общей сложности на 14% меньше, чем «лежебоки», в том числе на 10% меньше от онкологических заболеваний, а средняя продолжительность жизни в этой группе на 3 года больше, чем у тех, кто не делает зарядку вообще.
В других группах каждые дополнительные 15 минут физических упражнений снижали смертельные риски на 4%, а онкологические риски на 1%. Эта динамика актуальна для всех возрастных групп и обоих полов, а также для тех, кто страдает различными сердечно-сосудистыми болезнями.
Таким образом,
смертность среди неактивных индивидов примерно на 17% выше, чем у тех, кто проявляет минимальную физическую активность, делая 15-минутную зарядку в день.
«Мы установили, что, если неактивные индивиды начнут уделять физическим упражнениям хотя бы 15 минут в день, можно предотвратить одну из шести смертей в Тайване — цифры, сопоставимые с расчетными в случае с успешно проведенной антитабачной компанией», резюмируют авторы. «Этот уровень минимальной физической активности можно рассматривать как стартовую позицию в глобальном наступлении на системные неинфекционные заболевания, в разработке программ по оптимизации систем национального здравоохранения и улучшения здоровья в ситуации экономического и социального неравенства», — считают они.
Добавим только, что, как и при отказе от курения папирос, способ распорядиться этими тремя годами, заработанными на отжиманиях от пола, тоже важная проблема. Но она находится уже за пределами компетенции научной медицины.