За последние десятилетия положение женщин на руководящих должностях упрочилось, они стали вызывать меньше негатива. Таковы результаты метаанализа 69 исследований связи между восприятием лидерства и гендерных характеристик в развитых странах, опубликованного в журнале Psychological Bulletin. Об исследовании рассказывает «Компьюлента».
«Вторая волна феминизма», по общепринятому мнению начавшаяся в 1963 году, с выходом книги Бетти Фридан «The Feminine Mystique», обеспечила женщинам в развитых странах формальное общественное признание их права на профессиональную самореализацию. Неформальная дискриминация при этом осталась и существует до сих пор.
Женщины, делающие карьеру, для занятия руководящей должности должны демонстрировать лидерские черты, которые подкорка усредненного человеческого мозга упорно связывает с маскулинностью. Затем близкие к усредненной модели человека люди, которые заправляют так называемым «общественным мнением» почти в любом сообществе, поднимают ропот против дам-руководителей, ущемляющих мужчин.
Группа ученых под руководством Элис Игли из Северо-Западного университета (США) проанализировала 69 исследований, которые имели целью выявление связи между представлениями о лидерских чертах и мнением общества о маскулинности/фемининности. Исследования основывались на трех парадигмах — «менеджер — мужчина», «активность — коммуникация» (первая черта рассматривается как стереотипически мужская, вторая — как стереотипически женская), «маскулинность — фемининность». В среднем по работам первого типа корреляция между группами характеристик «женщина» и «лидер» составила 0,25, между «мужчина» и «лидер» — 0,62. Результаты исследований второго типа показали, что активность воспринимается как значительно более важное лидерское качество, чем коммуникация. Третья категория научных материалов показала, что маскулинность в восприятии участников была лишь ненамного сильнее связана с лидерством, чем фемининность.
Раскладка результатов исследований по времени (а они проводились в течение нескольких десятков лет) дает ободряющие результаты: в общественном сознании произошли сильные подвижки. Ко второму десятилетию XXI века в США, Канаде, Западной Европе и Восточной Азии женщина как менеджер низшего или среднего звена отторжения не вызывает; в некоторых отраслях (например, в образовании) дамы на самых высоких постах не рождают в усредненном мозге тягостного недоумения.