О медицинском применении стволовых клеток много говорят в последние 10 лет, однако пока они почти не применяются в общедоступной практике: это либо чисто научные разработки, либо клинические испытания. Единственная проработанная методика их использования – трансплантация костного мозга, который эти клетки содержит, для лечения лейкоза. В перспективе же врачи обещают восстанавливать с их помощью поврежденные органы, лечить диабет и болезнь Паркинсона.
Однако пока клеточная терапия в России, а чуть позже и в США одобрена к применению лишь для более тривиального случая – борьбы с морщинами.
Food and Drug Administration, регуляторный орган США, одобрил использование клеток кожи самого пациента для борьбы с мимическими морщинами вокруг губ и носа.
Американская технология laViv разработана компанией Fibrocell Science и одобрена в этом году. Аналогичная российская технология разработана Институтом стволовых клеток человека и получила разрешение Росздравнадзора в 2009 году.
«Фибробласты кожи представляют главный клеточный компонент основного слоя кожи — дермы. Их функция состоит в продукции, организации и обновлении компонентов дермы. С возрастом в коже количество функционально активных фибробластов снижается — они становятся менее активными, нарушается их способность производить коллагеновые и эластиновые волокна – основной каркас кожи, гиалуроновую кислоту, удерживающую в коже воду. В результате толщина кожи уменьшается, снижается ее гидратация и упругость, образуются и углубляются морщины.
Применение дермальных фибробластов, выращенных в строго контролируемых лабораторных условиях, позволяет увеличить количество этих функционально-активных клеток в тех областях кожи человека, которые требуют коррекции»,
— объяснила «Газете.Ru» Алла Зорина, кандидат медицинских наук, специалист Института стволовых клеток человека.
Фибробласты получают из небольшого фрагмента кожи пациента диаметром около 5 мм из-за ушной раковины – области, наименее подверженной повреждению солнечными лучами. Часть полученных клеток закладывают в криобанк, где в жидком азоте они могут храниться неограниченное время. Сохраненные таким образом клетки могут быть использованы для производства клеточного препарата в течение всей жизни пациента.
«Рабочий» клеточный материал вводят в кожу на проблемных участках лица с помощью специальных тонких игл. После трансплантации фибробласты активно и в течение длительного времени синтезируют основные компоненты дермы – коллаген, эластин, гиалуроновую кислоту и другие важные соединения. В результате происходит восстановление микроструктуры кожи, повышается ее толщина и упругость, уменьшается количество и глубина морщин.
В США технология прошла клинические испытания на 421 пациенте. Эксперимент контролировался с помощью плацебо: половине добровольцев сделали три инъекции препарата, а второй половине – инъекции, не содержавшие клеток кожи. Через шесть месяцев независимые медики сравнили результаты.
Пациенты, получившие лечение, отметили улучшение внешнего вида в 57% случаев, тогда как «пустышка» помогла 30%.
В другом аналогичном исследовании улучшения наблюдались у 45% реальных пациентов и лишь у 18% контрольной группы. Американские врачи отмечают, что две трети пациентов испытали те или иные побочные эффекты – покраснение кожи в местах инъекций, возникновение синяков, припухлостей, болей или кровотечения.
Fibrocell – пионер клеточной терапии. Впервые аутологичные фибробласты кожи в эстетической медицине в 1995 году применили ученые компании Isolagen (ныне Fibrocell) для коррекции морщин и постакне-рубцов. В 2003–2008 годах компания успешно провела три фазы многоцентровых, рандомизированных, слепых, плацебо-контролируемых клинических исследований FDA, доказав безопасность и клиническую эффективность метода.
«В России сходная технология была разрешена Росздравнадзором РФ к применению с июля 2010 года и в январе 2011 года была выведена на российский рынок эстетической медицины Институтом стволовых клеток человека под брендовым названием «SPRS-терапия», — говорит Алла Зорина. «Обе технологии защищены патентами. Разница, не считая ряда технических отличий, заключается в том, что
технология компании Fibrocell в настоящее время предлагает лишь коррекцию морщин в области носогубных складок, в то время как российская технология подходит не только для коррекции морщин в определенной области кожи, но и для коррекции возрастных изменений кожи в целом,
включая рубцовые изменения, в частности рубцы постакне», — добавила она.