Известный испанский доктор Педро Кавадас, на счету которого уже не одна операция по трансплантации, упоминаемая в прессе как «первая», «уникальная», «единственная», пополнил этот список новым достижением — пересадкой ног молодому мужчине, потерявшему их в результате несчастного случая. Операция началась в больнице Валенсии в воскресенье и длилась около 10 часов.
Врачи констатируют, что операция по пересадке ног прошла успешно, однако имена пациента и донора в соответствии с испанскими законами не разглашается.
Кавадас за свои многочисленные операции по трансплантации уже получил прозвище Доктор Франкенштейн. В известном романе Мэри Шелли и экранизации 1931 года молодой ученый Генри Франкенштейн создал живое существо из частей тела умерших людей. Нечто подобное делает и Педро Кавадас. Одна из наиболее известных его операций была проведена больному, лишившемуся левой руки 40 лет назад и перенесшему за три года до операции кровоизлияние в мозг, в результате чего была парализована его правая сторона. Кавадас изменил положение большого пальца правой руки, которую затем имплантировал в культю левой руки. До этого врачи под его руководством успешно пересадили оба предплечья и руки женщине из Колумбии, которых она лишилась еще в 1978 году в результате взрыва, произошедшего во время опытов по химии. В 2009 году он воплотил в жизнь голливудский фильм с Джоном Траволтой и Николасом Кейджем Face/Off, пересадив пациенту донорское лицо.
Операция по пересадке ног стала первой в мире.
Ноги не привлекали такого внимания частично из-за того, что современные протезы конечностей довольно хорошо справляются с восстановлением двигательных функций: с ними пациент может ходить и даже бегать. Таким образом, проблема все-таки не столь насущна, как при пересадке лица.
Эксперты полагают, что послеоперационный период и процесс реабилитации больного теперь сыграют решающую роль в эффективности приживления конечностей, установлении их нормального кровоснабжения.
«Это самое главное сейчас. Если кровоснабжение прекратится, ноги отнимутся», — заявил Medical Express доктор Надей Хаким из Центра трансплантации госпиталя Хаммерсмит в Лондоне, не участвовавший в испанской операции.
При позитивном сценарии, функции ног пациента восстановятся на 60%, как это было с приживленными ладонями и руками.
«В процессе реабилитации самое важное, чтобы, регенерируя, нервы эффективно связались с приживленными структурами мускулов, сухожилий и кожи», — считает Кавадас.
По его оценкам, через шесть-семь месяцев пациент сможет двигаться с помощью костылей.
В долгосрочной перспективе двигательная функция может восстановиться полностью, однако это сильно зависит от эффективности и успешности физиотерапевтических процедур.
Независимые эксперты, однако, полагают, что восстановление пойдет заметно медленнее. «Нервы регенерируют со скоростью около дюйма (2,5 см) в месяц. Соответственно, для их восстановления по всей длине понадобится год-два», — считает доктор Эндрю Ли, глава подразделения пластической хирургии Медицинской школы Унивреситета Джонса Хопкинса (США). Кроме того, он полагает, что протезы с данном случае, возможно, представляли бы лучшее решение: после пересадки, например, пациенту до конца жизни нужно будет принимать лекарства, подавляющие отторжение новых органов, а это вредит здоровью. Испанские врачи на это отвечают, что протезы не помогли бы именно этому пациенту: ноги были ампутированы слишком высоко.
«Пациент был счастлив, как бог», — утверждает сам Кавадас.