Элемент, который носит номер 33 в таблице Менделеева, на латинском языке называется Arsenicum и представляет собой хрупкий полуметалл стального цвета. На русском языке этот химический элемент называется мышьяк, поскольку с его помощью истребляли мышей и крыс. Помимо этого, у многих людей мышьяк тут же вызовет ассоциации с детективами, в частности с произведениями Агаты Кристи, где часто совершались отравления мышьяком. Дело в том, что окись мышьяка (белый мышьяк, As2O3) как нельзя более подходит для преступлений: при растворении в воде и обычных жидкостях он не дает окраски и запаха.
Но как змеиный яд в малых количествах может послужить лекарством, так и мышьяк в небольших дозах и в особом виде служит человеку для его здоровья.
Например, в китайской медицине с древних времен мышьяк использовался для лечения сифилиса. Многие из соединений мышьяка в малых дозах благоприятно влияют на кроветворение и применяются как лекарства для борьбы с малокровием и другими тяжелыми заболеваниями. Мышьяковистый ангидрид применяется в медицине для приготовления пилюль и в зубоврачебной практике в виде пасты как некротизирующее (с омертвением тканей) лекарственное средство, которое закладывают в канал зуба перед удалением нерва и установкой пломбы, и в народе попросту называется «мышьяк». Впрочем, сейчас в стоматологии более распространены процедуры с использованием местной анестезии.
Около 10 лет назад было установлено, что триоксид мышьяка может использоваться для терапии при лечении лейкемии, поскольку это вещество атакует белки, отвечающие за рост раковых клеток.
Теперь же ученые Стэнфордского университета установили, что триоксид мышьяка может помочь при лечении целого ряда видов рака.
В биологии существует понятие «сигнальные пути», которое включает в себя процессы, при помощи которых клетка превращает один тип сигнала или стимула в другой, а его название указывает на белковые составляющие процесса. У человека существует сигнальный путь Hedgehog (Hh), который активируется одноименным геном и играет важную роль в процессах эмбрионального развития организма. Гиперактивация этого сигнального пути наблюдается в клетках некоторых типов злокачественных раковых опухолей и приводит к развитию разных видов рака. Многие фармацевтические компании разрабатывают препараты, которые останавливали бы процессы на разных этапах сигнального пути Hedgehod (Hh), одним из самых известных ингибиторов Hh (то есть веществ, которые подавляют сигнальные пути Hh) является циклопамин.
Филипп Бичи и его коллеги из Стэнфордского университета опубликовали статью в Proceedings of the National Academy of Sciences, в которой говорится:
триоксид мышьяка также останавливает этапы данного сигнального пути.
В ходе исследования ученые пытались установить, какой эффект вызывает триоксид мышьяка для клеток человека и мыши, пораженных раковой опухолью. В частности, они исследовали лабораторных мышей с опухолью мозга (медуллобластомой), и обнаружили, что относительно небольшое количество триоксида мышьяка, подобное тому, которое вот уже 10 лет используется для лечения пациентов с лейкемией, блокирует ген, действие которого провоцирует рост клеток опухоли. Лечение мышей с медуллобластомой с помощью триоксида мышьяка позволило замедлить или в некоторых случаях даже остановить рост опухоли.
«Мы также обнаружили, что использование триоксида мышьяка может быть особенно эффективным при лечении некоторых видов рака в комбинации с другими препаратами, которые действуют на различные стадии сигнальных путей Hedgehog, в частности с циклопамином», — заявил Филипп Бичи.
Таким образом, в ближайшие несколько лет стоит ожидать появления препаратов для раковой терапии, которые будут содержать в своем составе соединения мышьяка.